• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Высшее образование становится нормой

Все больше людей воспринимают высшее образование как норму. Между тем, высшее образование формирует определенные стандарты потребления и ожидания от будущего, которые не всегда могут быть реализованы, рассказал научный руководитель института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в докладе «Контуры образования будущего. Социальный аспект»

Грамотность из элиты в массы

Новые технологии могут изменить процесс трансляции и получения знаний. Но темпы роста образования могут значительно повлиять на социальное устройство общества. На этом акцентировал внимание Исак Фрумин в ходе презентации своего доклада на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Точка кипения».

За последние сто лет роль и масштабы образования в мире росли невиданными темпами. Если еще в 1950-е годы число грамотных людей в мире не достигало и одного миллиарда, то сегодня на Земле их число достигло 3,5 млрд человек.

Настоящая революция в образовании, как отметил Фрумин, произошла в Северной Африке. В 80-е и 90-е годы прошлого века количество грамотных женщин в регионе не достигало 60%. Но с 2005 до 2011 этот показатель серьезно увеличился, приблизившись к 85%. Количество грамотных мужчин на североафриканском континенте превысило 90%.

Профессия учителя, которая еще недавно считалось элитной, в современных условиях, как заметил Фрумин, становится массовой. «Всего за 22 года количество учителей в мире удвоилось», – рассказал докладчик. Так в 1970 году в мире насчитывалось 25,4 млн учителей, а в 1992 году эта цифра выросла до 53,2 млн человек.

Мир вечных студентов

Один из аспектов, на котором Фрумин сделал особый акцент, касается продолжительности времени обучения. Еще в 1958 году в СССР только 50% восьмиклассников продолжали обучение в девятом классе средней школы. Сегодня ожидаемая средняя продолжительность обучения в России составляет 13,5 лет.

По прогнозам, к 2060-му году, как отметил докладчик, средняя продолжительность обучения в России может вырасти до двадцати лет, а в США – до 25 лет. «Налицо тренд: человек в современном мире попадает в систему организованного образования на колоссальный отрезок времени», – отметил Фрумин. Уже сейчас в развитых странах есть люди, которые отдают учебе 25 лет жизни.

Все хотят университетский диплом

Очевидно, что высшее образование становится социальной нормой. Все больше людей вне зависимости от запросов и потребностей экономики стремятся получить университетский диплом.

Здесь возникает вопрос качества образования, актуальный для России. Растет запрос общества на образование, растет и предложение образовательных программ низкого качества, не обеспечивающих прироста компетенций, отметил эксперт.

При этом высшее образование формирует у человека стандарты потребления, определенные ожидания от работы, социального положения. Например, в России «премия» за высшее образование (соотношение заработков лиц с высшим образованием с заработком тех, у кого образование среднее) составляет сегодня 60%. Не ясно, сохранится ли такая премия с ростом получателей дипломов высшего образования и готова ли экономика предоставить им адекватные рабочие места.

Отдельного внимания требует и сам статус высшего образования. По мнению Фрумина, в будущем роль маркера высшего образования может перейти к магистратуре и аспирантуре.

См. также:

Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Паспорт компетенций заменит диплом вуза

 

Материалы по теме

Пять научных фактов о школе

Исследования ВШЭ о среднем образовании в России

Стеклянный потолок академии

Каковы масштабы гендерной дискриминации в сфере науки и образования в России

Иностранцы в науке

Что мешает зарубежным ученым работать в России

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет

Русская революция как неизбежность

Как трактуют Октябрь 1917 года европейские учебники истории