• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Долги регионов растут

Снижение доходов и огромные долги тянут регионы на дно. В настоящее время долг региональных бюджетов составляет более трети от их доходов, а у 40% субъектов федерации долги превышают 50%. Для изменения ситуации необходимо изменить закон о консолидированных налогоплательщиках и увеличить прозрачность трансфертов, отметила Наталья Зубаревич на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ

Экономический кризис и политика федеральных властей привели к снижению доходов региональных бюджетов и росту долговых обязательств. По итогам 2013 года снижение доходов было зафиксировано у трети субъектов федерации. В результате уже к марту 2014 года долг региональных бюджетов составил 31% от их собственных доходов, а у 40% регионов он оказался выше 50%, посчитали эксперты Независимого института социальной политики (НИСП).

В докладе «Межбюджетные отношения: экономические и институциональные аспекты», представленном на конференции, директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич рассказала о причинах сложившейся ситуации и обозначила пути выхода из кризиса.

Регионы лишили налога на прибыль

В кризисе региональных бюджетов гораздо больше институциональных причин, чем экономических, считает Зубаревич.

К примеру, снижение доходов, обусловленное действующим с 2013 года законом о налогообложении интегрированных бизнес-групп (холдингов). Крупный бизнес получил право интегрировать прибыль и убытки предприятий, размещенных в разных регионах. В результате в субъектах федерации, где находятся успешные предприятия крупных российских компаний, сократились поступления налога на прибыль, поскольку этот налог компания может уплачивать на другой территории.

Так, закон привел к тому, что в среднем на 13% упали поступления по налогу на прибыль. Почти треть регионов потеряли в доходах – и это без учета инфляции. В первую очередь пострадали регионы-доноры. Например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в 2013 году столкнулись с дефицитом бюджетов в 15-18%.

По итогам 2013 года доля налога наприбыль – одного из самых значимых для областей и краев – в структуре региональных доходов стала минимальной за последние шесть лет (21% против 28% в 2008 году).

В то же время до шестилетнего максимума выросла доля налога на доходы физических лиц. Его поступления увеличились за год на 11% – до 31%, а в 2008 году этот показатель составлял 27%. «Это тоже чистая политика, – отмечает Зубаревич. – Государство обязало повышать зарплаты бюджетникам».

Мощный рост – на 15% – налога на имущество юрлиц – общий тренд регионов. «Если ничего не получается, надо доить бизнес, это, в общем-то, и на федеральном уровне работает», – говорит эксперт.

Доходов меньше, расходов больше

При этом в 2013 году расходы снизили только 8% регионов. «Есть чудовищные цифры, свидетельствующие о дельте 20-30% между доходами и расходами регионов. И тут чемпионы – далеко не слаборазвитые республики, которым нечего терять и которые живут на трансферт, а немалое количество развитых регионов», – подчеркнула Зубаревич.

Даже при падении доходов снижать расходы регионы не могут. Наоборот, они должны их наращивать. Политическими решениями федерального центра обусловлен рост региональных расходов и изменение их структуры – у 70% регионов социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, соцполитика, физкультура и спорт) превышают 60% всех расходов.

Получив от федерального центра «предложение, от которого нельзя отказаться» – необходимость профинансировать рост зарплат бюджетникам без дополнительного источника доходов – регионы вынуждены выживать и выкручиваться, констатирует Зубаревич. Доля финансирования образования и здравоохранения в 2013 году составила 50% всех расходов региональных бюджетов (в 2008 году – 33%). При этом расходы на здравоохранение росли за счет территориальных фондов медстрахования, бюджетные средства регионы экономили: финансирование здравоохранения из бюджетов упало на 8%. Столкнувшись с дефицитом ресурсов, регионы сокращали закупки, резали штатное расписание и пр.

Пострадали от экономии сфера социальной защиты (доля расходов на соцподдержку снизилась с 18% в 2010 году до 15%) и ЖКХ (доля в 10% стала минимальной за последние шесть лет). Ужимать соцзащиту и ЖКХ – единственный выход в данной ситуации, считает Зубаревич.

При этом она обратила внимание на то, что финансирование расходов по статье «национальная экономика» не сокращалось. Значит, регионы боролись, пытались найти деньги на инвестиции в национальную экономику: дороги, сельское хозяйство за счет социальной политики и ЖКХ.

Погружение в дефицит

За инвестиции в экономику регионы «платят» дефицитом бюджета, который «достиг феерических цифр – 8% всех доходов регионов по итогам 2013 года». Всего шесть регионов не имеют дефицита. «Это разбалансировка. Система входит в штопор. Это диагноз, и с ним придется считаться», – заявила Зубаревич.

Регионы сейчас заимствуют средства на внутреннем рынке. Республика Мордовия должна 136% от собственных доходов бюджета. Чукотка – 108% собственных доходов бюджета. «Уже сейчас, к концу марта, семь регионов вышли за «флажки» – их долг превышает доходы», – отметила экономист.

Федеральные власти пытаются пополнить региональные бюджеты трансфертами. При этом структура федеральных трансфертов все более непрозрачна. В последнее время существенно возросла доля дотаций, которые распределяются в ручном режиме. «Типичный вопрос – почему в прошлом году Чечне, а в этом – Ингушетии, добавили трансфертных денег? На него нет ответа, потому что система построена таким образом, что решения принимаются по абсолютно непонятным критериям», – говорит Зубаревич.

Децентрализация не поможет

«Дать глоток воздуха регионам», не забирать у них так много налоговых доходов, призвала правительство спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Впрочем, по мнению Зубаревич, это уже не поможет, потому что за последние десять лет власть приучила большинство субъектов жить пассивно и ждать дотаций из центра. «На три субъекта РФ приходится 55% всех поступлений в федеральный бюджет», – заявила Зубаревич.

Для исправления ситуации она предлагает другие решения.

Во-первых, снизить планку расходных обязательств: прекратить принимать политически мотивированные и экономически необоснованные решения о повышении заработной платы.

Во-вторых, изменить закон о консолидированных группах налогоплательщиков.

В-третьих, не давать сверху, из федерального бюджета, льготы по налогу на прибыль. С этой задачей лучше справятся региональные руководители, поскольку они знают, кому такие льготы действительно нужны, а кому нет, пояснила Зубаревич.

Налог на прибыль – кормилец развитых регионов – играет все меньшую роль. Это имеет долгосрочные последствия – им все менее интересно работать с бизнесом. И этот тренд становится главным для очень многих регионов. Его следует переломить.

Но самое главное, считает экономист, нужно увеличить прозрачность трансфертов. Мешает этому коррупция и привычка предоставлять помощь взамен на выполнение каких-либо условий федеральных властей.

 

16 апреля, 2014 г.