• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция ослабила промышленность

Ослабление рубля и, как следствие, удорожание импортного оборудования и сырья заставляют промышленников поднимать цену на производимую продукцию. В результате спрос на их продукцию падает, производство замедляется, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в промышленности

В марте в российской промышленности царил пессимистичный настрой. Руководители промышленных предприятий отмечали ухудшение большинства основных операционных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли.

К такому выводу пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проанализировав мнения руководителей более 5,5 тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).

Ослабление рубля и, как следствие, удорожание импортного оборудования и сырья заставило промышленников поднять цену на производимую продукцию. Это, в свою очередь, снизило спрос и выпуск.

Рост цен на сырье в анализируемом периоде по сравнению с февралем зафиксировали 25% респондентов. «Худшие оценки были в последний раз получены в январе 2013 года», – напоминают эксперты ЦКИ. Второй месяц подряд росла доля предприятий, где увеличивались «свои» цены на отгруженную продукцию. Инфляционные ожидания на ближайшие 3-4 месяца ухудшились.

Относительный пессимизм присутствовал в оценках респондентов текущего периода и ближайших перспектив развития (3-4 месяца) производственной и спросовой ситуаций. В частности, лишь 18% из участников опроса сообщили, что их предприятия увеличили в марте объем отгруженной продукции по сравнению с предыдущим месяцем. «Это повторение самого низкого значения за весь посткризисный период с января 2010 года. Примерно такая же ситуация сложилась и со спросом на свою продукцию – лишь 16% респондентов сообщили о его росте, – отмечают авторы мониторинга. – Правда более двух третей респондентов констатировали сохранение производственной и спросовой ситуации на уровне февраля текущего года».

Основными факторами, лимитирующими рост производства, остаются две проблемы, традиционно превалирующие над другими, – «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны» и «высокий уровень налогообложения».

Снижение деловой активности в отрасли повлекло за собой ухудшение финансового положения компаний и сокращение численности занятых. Так, 17% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств по сравнению с предыдущим месяцем, а 22% констатировали уменьшение прибыли. Это худшие оценки финансовых показателей за последние пять месяцев.

В итоге сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности снизился на -1% до -4%, что оказалось худшим значением за последние четыре года.

Наиболее негативные сигналы об ухудшении делового климата поступали от предприятий текстильного и швейного производства, а также производящих транспортные средства и оборудование.

«Наибольшее беспокойство вызывает продолжающееся уже несколько месяцев ухудшение состояния деловой активности в машиностроении. Всем понятно, что данная отрасль включает в себя не только гражданское машиностроение, но и оборонное», – подчеркивается в мониторинге.

Лучше других в январе чувствовали себя предприятия, обрабатывающие древесину и производящие изделия из дерева, выпускающие электрооборудование, электронное и оптическое оборудование.

При этом, отмечают в ЦКИ, «если сравнивать показатель индекса в обрабатывающей промышленности России с соответствующими показателями ряда европейских стран, то необходимо отметить, что, несмотря на стагнацию, он выглядит вполне достойно, по крайней мере, находится на близком к среднеевропейскому уровню. «Видимо, глобальная экономическая конъюнктура на мировых рынках складывается не в пользу промышленности. Зона повышенной инвестиционной активности постепенно перемещается в сторону торговли, сферы услуг, особенно финансовых, и других более рентабельных видов экономической деятельности», – обращают внимание экономисты НИУ ВШЭ.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

 

Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Динамика развития промышленности в последние два года прогнозировалась достаточно легко.

Если в других основных базовых отраслях экономики наблюдается хоть какая-то турбулентность, то промышленность стабильно стоит на отметке 0% роста, отклоняясь от данного значения по отрасли на десятые доли процента за счет сезонных колебаний. Даже февральские позитивные темпы роста (102,1%), выявленные Росстатом, нельзя пока оценивать как тенденцию выхода отрасли из затянувшейся стагнационной волны. Тем более что данный рост был получен в основном за счет увеличения деловой активности в электроэнергетике и распределительных отраслях промышленности.

Добыча и обработка в феврале с очищенной сезонностью показали практически нулевой рост. Однако сегодняшние геополитические события могут принципиально изменить плавный экономический «дрейф» промышленности. Причем, как ни парадоксально, изменения динамики развития отрасли могут произойти как в худшую, так и в лучшую сторону.

Конечно, надо отдавать себе отчет, что любые международные санкции от минимальных, в случае если конфликт завершится решением крымского вопроса, до максимальных, если продолжится его эскалация, не будут способствовать оздоровлению российской промышленности. С другой стороны, вынужденное проведение данного стресс-теста может подвигнуть двух основных участников процесса развития промышленности – государство и самих предпринимателей к значительной активизации перестройки отрасли.

Первые оперативно переходят от фрагментарной к комплексной законодательной и нормотворческой деятельности по созданию благоприятного предпринимательского климата, включая инвестиционный, а также определяют и начинают проводить структурную перестройку промышленности, значительно улучшая институциональную среду, обеспечивающую ведение бизнеса. Вторые пересматривают действующие управленческие схемы в сторону интенсификации своего производства. Для достижения положительных результатов перечисленные условия должны выполняться параллельно.

В случае выхода из данного процесса или даже его замедления со стороны одного из фигурантов добиться позитивных изменений в развитии отрасли будет невозможно.

 

9 апреля, 2014 г.