• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»IQНовостиИностранным студентам нужна помощь в адаптации

Иностранным студентам нужна помощь в адаптации

Студенты из стран дальнего зарубежья, обучающиеся в российских вузах, редко связывают свое будущее с Россией, но их владение русским языком может пригодиться для международного сотрудничества. Студенты из стран СНГ, напротив, нередко хотят остаться в России, являясь квалифицированным кадровым резервом для экономики, отметила Надежда Радина в докладе на завершившейся в НИУ ВШЭ XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества»

Россия по-прежнему входит в десятку стран, популярных для образовательной миграции. Но нельзя игнорировать тот факт, что многие иностранцы, обучающиеся в российских вузах, говорят о трудностях адаптации к российским условиям. Часть из них переживает из-за мощного языкового и культурного барьера. Многие зарубежные студенты признаются, что боятся ксенофобии, причем такие опасения присущи даже студентам из Европы и США, которые редко сталкиваются с нетерпимостью. Профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Надежда Радина исследовала психологическое самочувствие иностранных учащихся в России в докладе «Образовательная миграция в контексте новой миграционной политики России».

Нижний Новгород принадлежит к числу городов, значимых для мигрантов, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Воронежем, Томском, Краснодаром и Белгородом. Эксперт сфокусировала внимание на студентах, которые учатся в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского, Нижегородской государственной медицинской академии, а также Нижегородской государственной консерватории.

С 2006 по 2013 годы были проведены интервью с тремя группами иностранных учащихся: со студентами из стран Азии и Африки (39 интервью) и студентами из стран СНГ (36), получающими высшее образование в России, а также со студентами из ЕС и США, приехавшими по программам обмена на срок до трех месяцев (13 интервью).

Студенты ощущают на себе ксенофобию

Почти в каждом интервью студентов из дальнего зарубежья возникает тема культурного шока, подчеркивает Надежда Радина. «Практически все студенты, планируя обучаться в России, имели недостаточное представление о русской культуре и, как правило, ограничивались только изучением русского языка», – комментирует эксперт. Очевидно, что несколько проще в этом смысле русскоязычным студентам из ближнего зарубежья, особенно выходцам из больших городов, – при переезде в Россию они почти не чувствуют культурного шока.

Другой лейтмотив интервью иностранных студентов – ксенофобия принимающей стороны. Наиболее остро эта тема звучала в интервью 2006-2008 годов. Сейчас ситуация изменилась – случаи нападения скинхедов на иностранных учащихся единичны. Как бы то ни было, пассивная ксенофобия со стороны местных жителей по-прежнему сохраняется, указывает Радина. По словам респондентов, на улице и в общественных местах (например, в транспорте) горожане нередко отказываются общаться с ними.

Показательно, что о ксенофобии говорят даже студенты из Евросоюза и США, хотя их значительно больше опекает администрация факультетов и они куда реже сталкиваются с нетерпимостью сокурсников и горожан, чем студенты из стран СНГ, а также Азии и Африки. Тем не менее, в начале 2000-х годов даже студенты из Европы выражали опасения по поводу своей безопасности. «Таким образом, насилие в отношении одних групп иностранных студентов (например, по расовому признаку) заставляет терять чувство безопасности все группы образовательных мигрантов, в том числе тех, кто более защищен», – делает вывод Надежда Радина.

Образовательная миграция поможет экономике

Студенты из Азии обычно приезжают по долгосрочным программам получать высшее образование. Однако они, как правило, не собираются в будущем осесть в России.

Студенты из США и стран ЕС, приезжающие по краткосрочным программам обмена, также не собираются оставаться в России. Однако эти две группы образовательных мигрантов ориентированы на международное сотрудничество в будущем, отмечает автор доклада. Фактически они представляют собой ресурс продвижения национальных интересов России.

Мигранты из бывших республик СССР, учась в России, именно с ней связывают свою будущую работу (наиболее популярна в этом смысле Москва). Они представляют собой дополнительный резерв молодых высококвалифицированных специалистов для российской экономики, убеждена докладчик.

Студентов из дальнего зарубежья вузы опекают больше

Больше всего чувствуют опеку со стороны вузовской администрации студенты из ЕС и США. Впрочем, студенты из Азии и Африки также находятся в зоне особого вниманияу ниверситетских топ-менеджеров. Кстати, эта группа мигрантов обычно живет в студенческих общежитиях и испытывает те же трудности, что и их сокурсники-россияне. Студенты из Азии и Африки стараются взаимодействовать с горожанами и вне университета – в магазинах, на улице и пр.

Несколько обделены вниманием вузовского начальства студенты из стран СНГ. Во всяком случае, они не пользуются особой поддержкой со стороны университетской администрации.

Западные студенты настроены критически

Студенты из ЕС и США охотно подмечают недостатки, причем не только в вузе, но и в городе. Они нередко критикуют университетское и городское управление, отмечает Надежда Радина.

Две другие группы иностранных учащихся, преодолевая многие трудности самостоятельно, очень сдержанно говорят о проблемах образования.

В целом студенты из Азии, Африки и бывших республик СССР, по наблюдениям эксперта, более открыты. Они чаще рассказывают о психологических итогах обучения, о личностном саморазвитии и о преодолении страха контакта с новой средой.

Нужно учить русскому языку и бороться с ксенофобией

Часть проблем образовательных мигрантов едина для всех групп, пишет эксперт. К ним относится, прежде всего, необходимость совершенствования знаний русского языка. Студенты, обучающиеся на английском, нередко чувствуют себя в изоляции, им сложнее осваивать русский язык. Выход из положения – подготовительные факультеты с преподаванием русского языка (они есть в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Нижнего Новгородаи пр.).

Еще одна общая для большинства студентов-иностранцев проблема – настороженное отношение горожан ко всем мигрантам, барьер недоверия.

Специфические проблемы каждой из трех групп образовательных мигрантов требуют разного вмешательства со стороны администрации университетов. Ясно, что студенческим общественным организациям было бы желательно включить иностранных учащихся в свое сообщество.

Размах и факторы образовательной миграции

Иностранные учащиеся выделены как особая группа мигрантов в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. О важности образовательной миграции не раз заявляли и первые лица государства. Нередко ее трактуют как фактор «мягкой силы», подразумевая значимость экспорта образования и превращения российских университетов в международные образовательные центры, а также продвижения национальных культурных ценностей, подчеркивает Надежда Радина.

Более 80% всех учащихся приезжают из стран СНГ. В 2011 году, по данным Росстата, на общих условиях было принято в вузы 73 тысячи иностранцев из СНГ. Еще 116,7 тысяч приняты по отдельному набору – как иностранные учащиеся. Из стран дальнего зарубежья активнее всего поставляют студентов России Китай, Вьетнам, Монголия, Иран и Палестина.

За счет бюджета в российских университетах могут учиться до 15 тысяч иностранцев, а также соотечественников, живущих за рубежом, приводит данные эксперт. В рамках этой квоты в 2013-2014 учебном году в России обучались представители 131 страны. Более половины иностранных студентов поступают в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. Наиболее популярны среди иностранцев гуманитарные науки (20,5%), здравоохранение (20,2%) и экономика и управление (16,6%).

При выборе образовательных программ для студентов, согласно исследованиям, важны, прежде всего, язык (выбирается тот, который пригодится в будущем), активность государства (и, разумеется, самого университета) во внешнеэкономической деятельности, политика в области признания иностранных дипломов, а также цена обучения.

К этим «макрофакторам» прибавляются также степень развитости вузовской инфраструктуры (наличие общежития, медицинского страхования и пр.), доступность источников финансирования – стипендий и грантов, а также языковые навыки студентов и преподавателей.

См. также:

Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего