• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ТОП-15. Самые интересные доклады XV Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ

Россияне не справляются с кредитами, небольшие города развиваются недостаточно активно, рынок не подходит для накопительной пенсионной системы, а российская статистика непригодна для анализа: самые любопытные пятнадцать докладов с XV Апрельской конференции НИУ ВШЭ. Версия Opec.ru

На XV Апрельской конференции ВШЭ представлено 624 доклада. Вот 15 из них, которые обязательно нужно прочесть, если вам интересна экономическая политика. В список включены и несколько работ, интересных широкому кругу гуманитариев. В большинстве случаев предпочтение отдавалось докладам, авторы которых разместили на сайте конференции не только аннотацию, но полный текст доклада. В данный список не включались работы, отмеченные в числе лучших за 2013 год (см. 1, 2 и 3).

«Интересность» – понятие субъективное. Любые два списка работ, выделенных по этому признаку, не будут совпадать. Для данной публикации отобраны работы, которые могут быть понятны, любопытны и полезны экспертам, занимающимся смежными областями, чиновникам, работающим в социально-экономической сфере и просто людям, неравнодушным к экономическим и социальным вопросам.

1. Ольга Кузина (НИУ ВШЭ)
Динамика пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян (2009-2013 гг.)

Казалось бы, кредитная нагрузка россиян невелика: по уровню охвата населения кредитами и их относительным размерам у России довольно низкие показатели на фоне других стран. Но в структуре кредитов преобладают потребительские – кредиты, взятые на короткое время и под запредельные ставки. В итоге доля перекредитованных заемщиков (с платежами по кредиту выше 50% от текущих доходов) в России выше, чем в других странах, причем особенно высока – в малых населенных пунктах. В 2013 году 58% российских заемщиков считали свои обязательства тяжким бременем для домохозяйства, а у 41% душевые доходы после оплаты кредита были ниже прожиточного минимума. Данные Ольги Кузиной намечают один из возможных сценариев развития в стране банковского кризиса. При снижении доходов все больше заемщиков не сможет выполнять взятые на себя кредитные обязательства.

2. Бекхан Чокаев, Александр Кнобель (оба – Институт Гайдара)
Оценка экономических последствий создания ЗСТ с Европейским союзом

Одной из причин обострения конфликта России с Украиной стало намерение последней заключить соглашение о свободной торговле с Европейским союзом. Российские политики считают, что этот шаг враждебен российским интересам. Но не стоит ли России самой заключить аналогичное соглашение? С экономической точки зрения это было бы дальновидным поступком, следует из доклада. Особенно учитывая значительное положительное сальдо в торговле России с ЕС. Влияние соглашения о свободной торговле с ЕС на российский ВВП было бы позитивным и в кратко-, и в долгосрочной перспективе. Слабее в результате создания беспошлинной зоны торговли с Европой вырос бы ВВП другого члена Таможенного союза – Казахстана. И лишь Белоруссии такое соглашение не сулит профитов. Из отраслей российской промышленности соглашение с Европой невыгодно только автомобилестроителям и отрасли изделий из дерева и бумаги.

Увы, доклад имеет сугубо теоретическое значение. Россия не участвует ни в «Восточном партнерстве», ни в политике соседства с ЕС, напоминает в другом докладе с XV Апрельской конференции Кирилл Энтин (НИУ ВШЭ). В результате конфликта с Украиной привлекательность собственных российских интеграционных проектов разрушена, а отношения России с ЕС находятся в глубочайшем кризисе.

3. Александр Непп (Уральский федеральный университет), Полина Крючкова (МГУ, НИУ ВШЭ), Александр Семин (Екатеринбург, РГППУ)
Инвестиционные риски институциональной среды системы обязательного пенсионного страхования РФ. Сравнительный анализ со странами ОЭСР

Накопительные пенсионные системы имеют инвестиционные риски. Если они высоки, а инвестиционный доход низок, накопительная система не оправдывает себя. В 2004-2011 годах реальное снижение стоимости накоплений в российской системе составило 61,9%, и лишь у четырех управляющих компаний из 68 доходность превысила инфляцию. Дело не только в нелепом регулировании и некомпетентности управляющих. Хотя индексное инвестирование (когда структура портфеля соответствует базовому индексу акций или облигаций) показало бы лучшие результаты. Реальная доходность российских НПФ в 2004-2011 годах была положительной, но ниже, чем во всех странах ОЭСР. Это вызвано тем, что наши НПФ предпочитают низкорисковые активы. Такая политика не случайна: волатильность российских рынков акций и облигаций выше не только в сравнении с ОЭСР, но и с Китаем, Индией и Бразилией. Это неблагоприятная среда для пенсионных инвестиций.

4. Владимир Бессонов (НИУ ВШЭ)
Что сохранит для истории современная российская статистика?

Наша статистика скудна, неточна и полна лакунами. Потребители российской статистики похожи на узников в платоновом мифе о пещере, судящие о мире по движущимся по стене пещеры теням. Отдельные показатели часто несопоставимы друг с другом, временные ряды ломаются и прерываются. Это касается самых важных величин – ВВП, инфляции, промпроизводства, инвестиций. Из-за этого статистика дезинформирует аналитиков: инвестиционные спады начала 2002 и 2011 годов были вызваны пересмотром методики оценки величины инвестиций. Этой же причиной отчасти обусловлен скачок инфляции в первой половине 2013 года и замедление экономической динамики в это время. Росстат своевременно не сообщает об изменении методик. Он вообще слишком мало озабочен построением временных рядов, сопоставимостью данных во времени. Статистические публикации организованы так, что мы видим лишь части временных рядов за последние годы, а десятилетие спустя от текущей статистики мало что остается.

Еще хуже хранятся месячные и квартальные показатели, в которых содержатся основные динамические детали, информация о краткосрочных тенденциях. Без таких данных невозможно анализировать кризисы, периоды резких изменений в экономике. Далеко не всегда публикуются данные в отношении к предыдущему периоду. Это мешает строить длинные ряды. В 2012 году, по данным месячной динамики, сельхозпроизводство выросло к 2011 году на 13%, а по годовой оценке – упало на 4,8%. Что из этого правда?

От СССР российская статистика унаследовала отношение к годовой экономической динамике как главной (надо отчитаться за выполнение плана), а к краткосрочной – как к второсортной (кого тогда интересовала конъюнктура?). Проблему раз и навсегда решила публикация показателей, как это делается в США и Европе, в отношении к базовому периоду.

5. Константин Криничанский, Анастасия Унрау (оба - ЮУрГУ)
Тенденции урбанистического развития и российский город

Российские города вносят слишком маленький вклад в экономическое развитие. Может быть, глобальные тенденции урбанистического развития еще не затронули Россию? Основной вклад в ВВП России вносят крупнейшие города, но вот тенденция к росту «вторых городов» (от 150 тыс человек) пока не просматривается. Южноуральские исследователи попытались рассчитать валовый муниципальный продукт 165 городов с числом жителей выше 100 тысяч, досчитывая официальные данные с учетом индивидуальных инвестиций в жилье и инвестиций малого бизнеса.

Результат: в сравнении с США и Европой в России гипертрофированно развиты два крупнейших города. Остальные города привлекают относительно малое количество населения и очень слабо развиты экономически. Вклад «вторых городов» в ВВП в России составляет 27,6%, тогда как в США – 74%, а в Западной Европе – 36%.

Наиболее эффективными в преобразовании инвестиций в рост экономики оказались Магнитогорск, Белгород, Тюмень, Пермь, Красноярск, Уфа, Омск, Мурманск. Наименее эффективными – Набережные Челны, Смоленск, Иваново, Воронеж, Тверь, Астрахань, Липецк.

Текущая политика не создает условий для опережающего роста «вторых городов» и в ближайшем будущем. Неслучайно население большинства городов (за исключением миллионников) продолжает сокращаться. К похожим выводам пришли Альбрехт Кауффманн (Halle Institute for Economic Research), Леонид Лимонов и Марина Несена (оба – Леонтьевский центр), которые классифицировали российские города с точки зрения экономической и демографической динамики. Агломерационный эффект они обнаружили только в городах-миллионниках, наиболее крупных городах Центра и Юга России, а также в пригородах Москвы. Наиболее сильно на развитие городов влияет наличие поблизости полезных ископаемых. Большинство российских городов не научились жить в условиях рыночной экономики, показывает Евгения Коломак (ИЭОПП СО РАН). В результате крупнейшие города стягивают на себя всю экономическую активность, а средние остаются недоразвитыми.

6. Пол Доуэр (РЭШ), Егор Малков, Леонид Полищук (оба – НИУ ВШЭ), Уильям Пайл (Middlebury College)
De Soto Revisited: Land Ownership and Performance of Russian Firms

Знаменитый перуанский экономист Эрнандо де Сото прославился теорией, что наделение большого количества мелких собственником имуществом (особенно землей) и связанным с этим правами – ключевой шаг в построении капиталистической экономики. Право собственности открывает возможность долгосрочных инвестиций и облегчает доступ к кредитам.

В России чиновники стали уговаривать предпринимателей выкупать землю под приватизированными предприятиями и строениями десятилетие назад. Но на нее закономерность де Сото не распространяется. Проблема в том, что когда права собственности плохо защищаются, их носители становятся привлекательными для враждебных поглощений. Это более всего характерно для небольшого бизнеса, о котором и заботился де Сото.

Еще один фактор – продавая бизнесу имущество, государство одновременно снижает свой пакет его акций, что открывает возможность отрезания доступа к административному ресурсу, госконтрактам и даже инфраструктуре.

7. Оксана Синявская (НИУ ВШЭ)
Выигравшие и проигравшие в новой пенсионной реформе

Спустя двенадцать лет после начала пенсионной реформы система находится в глубоком кризисе. Принятый в прошлом году пакет законов делает ситуацию еще более проблематичной. Система имеет крайне низкую эффективность, на нее давит ухудшение демографической и макроэкономической ситуации. Пенсионная система нагружена избыточными обязательствами. Нормы пенсионного обеспечения непрозрачны и нестабильны. Новая пенсионная формула дает системе облегчение только до 2020 года.

В результате ее введения проигрывают, во-первых, бедные (с неформальной занятостью или безработные), во-вторых, верхняя часть среднего класса. Выигрывает бюджет, то есть нынешние пенсионеры. Быстрого и хорошего решения пенсионных проблем в России сейчас не существует, так что следует приготовиться к тому, что правила игры и дальше будут меняться ежечасно. Недовольны новой пенсионной системой и левые, чьи настроения выражены в докладе Людмилы Ржаницыной (Институт экономики РАН). Пенсионное обеспечение снижается, а новая формула рушит все элементы работающей системы, включая принцип индивидуальной возмездности взносов. Формула непрозрачна, возникают условия для незакономерного неравенства пенсий.

8. Владимир Гимпельсон (НИУ ВШЭ), Галина Монусова (ИМЭМО РАН и НИУ ВШЭ)
Отношение к неравенству: существует ли «туннельный эффект»?

Все согласны, что в определенной мере неравенство – черта всех современных обществ. Но население в разных странах по-разному проводит границу между неравенством «избыточным» и «необходимым», «приемлемым» и «нетерпимым». Авторы проверяют гипотезу, что различия в восприятии неравенства связаны с реализацией принципа восходящей мобильности: более сегментированное и малоподвижное общество, где у людей меньше возможностей изменить свое социально-экономическое положение, менее толерантно к неравенству. Гипотеза подтвердилась: чем выше использование немеритократических каналов в социальном продвижении (награда не по заслугам), тем выше поддержка перераспределительной политики.

9. Jouko Rautava (BOFIT)
Oil Prices, Excess Uncertainty and Trend Growth: A Forecasting model for Russia’s Economy

Резкий спад российской экономики в 2008-2009 годах оказался сюрпризом для политиков и экономистов. Но теперь-то мы точно знаем, что, несмотря на предкризисные декларации государственных деятелей, зависимость России от цены нефти не уменьшилась. В остановку роста внес свой вклад и резкий рост неопределенности. Вернуться к докризисным темпам роста в ближайшие годы не получится: долгосрочная скорость роста ВВП уменьшилась с 4% до 2%. Теперь резкое краткосрочное снижение цены нефти вызовет замедление роста экономики до нуля. А если оно будет сопровождаться ростом неопределенности (и приостановкой иностранного кредитования), ВВП снизится на 5%.

Попытка рассчитать потенциальную скорость ВВП и разрыв между ним и реальным ростом экономики была предпринята и в совместном докладе «Estimating sustainable output growth in emerging market economies» аспиранта Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Анны Крупкиной, Елены Дерюгиной и Алексея Пономаренко (все – сотрудники ЦБ РФ). Оценка потенциального темпа роста важна для монетарной политики. У экономистов ЦБ РФ тоже получилось, что потенциальные темпы роста резко снизились по сравнению с докризисным уровнем (с 5% до 3%).

10. Рубен Ениколопов (UPF), Алексей Макарьин (Northwestern University), Мария Петрова (UPF), Леонид Полищук (НИУ ВШЭ)
Social Media and Protest Participation: Cross-City Evidence from Russia

Повлияло ли распространение в последние годы социальных сетей на готовность людей участвовать в политических протестах? Во время «арабской весны» – да. А в России? Измерить роль соцсетей трудно, ведь люди изначально выбирают платформу, которая им ближе, и непонятно, повлияла ли она, в свою очередь, на их взгляды и действия. Эту проблему авторы решают на примере «Вконтакте»: они показали, что в 2011-2012 годах политические протесты были выше там, где сеть распространена более глубоко. Сыграл свою роль в политической мобилизации общества и Livejournal, показывают в докладе Олеся Кольцова и Андрей Щербак (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург). Они подсчитали, что в блогосфере доминируют оппозиционные блоггеры, а политическая активность блоггеров начинает оказывать влияние на рейтинги оппозиционных партий и кандидатов в президенты. Настроения блогосферы, в свою очередь, определяются длительной бессменностью лидера и возрастающей концентрацией власти.

11. Александр Чащухин (НИУ ВШЭ-Пермь)
Школьные педагоги и учащиеся 1950-х в дискурсе работников отделов народного образования

Как понимал официальную идеологию человек сталинской эпохи, как преломлялись в его сознании политические лозунги? Чащухин реконструирует это, используя материалы проверки качества преподавания истории и Конституции СССР, которую проводил в 1949-1950 годах пермский областной отдел народного образования. Проверяющие сидели на уроках, беседовали с учителями и учениками, проверяли наличие методических пособий и книг. Как следует из отчетов проверяющих, ученики были уверены, что победа над кулаками, помещиками и капиталистами была достигнута в 1936-37 годах. По сути, проверяющие хотели, чтобы учителя и учащиеся самостоятельно, но близко к тексту воспроизводили положения учебников, но на практике обнаруживали множество мифов и «диких» иллюзий.

Деятельность других сталинских агитаторов раскрывается в докладе «Как работали на избирательных кампаниях 1946-47 годов сталинские агитаторы» Анны Кимерлинг (НИУ ВШЭ-Пермь). Агитаторы изучали состояние дел на местах, доводили до населения партийные установкии следили за явкой 100% населения на избирательные участки.

12. Ольга Троицкая (МГУ)
Сценарии для российской миграционной политики: ужесточение vs. либерализация

Российская миграционная политика зависла между либеральным и жестким режимами. Это неустойчивое равновесие. Россия, с одной стороны, поддерживает безвизовый режим со странами СНГ, обеспечивая свободу перемещения в регионе, а с другой – применяет очень жесткие правила трудоустройства граждан СНГ в России. Но лишь малое число соседей приезжает в Россию отдыхать.

Смешанный режим неплохо работает между развитыми странами (США и Канадой, США и ЕС), не сдерживая свободную миграцию, но охраняя права местного населения на доступ к рынку труда. Не найдя работы, иммигрант из развитой страны возвращается на родину. У нас этот режим обречен на неэффективность. Выгоды эмиграции из бедной страны в богатую перевешивают издержки от нарушения законодательства, иммигрант из бедной страны предпочитает неформальную занятость возвращению на родину. Придется сделать выбор в пользу либо последовательного сдерживания миграции, либо либерализации перемещения и трудоустройства в стране. Троицкая бесстрастно рассматривает плюсы и минусы полного перехода к ограничительному и либеральному сценариям.

13. Игорь Окунев (МГИМО)
Роль межрегиональной дифференциации в формировании российской государственности

Автор предлагает оригинальную историософскую теорию, показывающую роль освоения территорий в российской истории. Он пытается объяснить парадокс: обычно расширение страны, этно-конфессиональная, социально-экономическая и политическая дифференциация обычно ведут к децентрализации политико-территориального устройства страны, усилению центробежных сил. В России наоборот: чем обширнее становилась страна, тем более усиливалась роль центра и диспропорции регионального развития в его пользу. Окунев объясняет это, добавляя к механизмам национального строительства и защиты от внешней угрозы стратегию выделения и поддержания внутренней полупериферии – буферной зоны колонизации (термин Валлерстайна). В результате наиболее поддерживаемые центром окраинные регионы оказываются более независимыми от центра, а регионы с наибольшим потенциалом развития (Поволжье, Сибирь, Урал) оказываются во внутренней периферии.

14. Александр Чепуренко (НИУ ВШЭ)
Varieties of transition – varieties of entrepreneurship

В начале процедуры перехода от социализма к капитализму эксперты надеялись на быстрый рост предпринимательской экономики в странах Восточной Европы и СНГ. Но в большинстве стран предпринимательская активность оказалась ниже ожидаемой, а приватизация не привела к росту малого бизнеса. У стран оказалась разная траектория: в Словении и Латвии предпринимательская активность весьма высока, а в России и Венгрии – очень низка. Разность траекторий Чепуренко объясняет при помощи концепции открытых обществ и обществ с ограниченным доступом (Дуглас Норт).

15. Ростислав Туровский (НИУ ВШЭ)
Электоральная конкуренция на субнациональном уровне в России: легитимность, централизация и клиентелизм

Федеральный центр стремится контролировать электоральную конкуренцию (необходимую для легитимации выборов), но его интересы не всегда совпадают с интересами региональных властей (им важен максимальный результат). Проводимая центром политика процедурной легитимации выборов в 2012-2013 годах, оказалась неуспешной из-за низкого интереса и партий, и избирателей. Участие системной оппозиции остается формальным. В целом вместо классического раскола «власть – оппозиция» в России складывается совокупность партийных акторов различной степени влиятельности, взаимодействующих при распределении ресурсов.

См. также:

13 самых интересных иностранных экономических исследований 2013 года
13 самых интересных экономических исследований 2013 года, сделанных в ВШЭ
13 самых интересных экономических исследований 2013 года, посвященных России
12 самых интересных исследований 2012 года, сделанных в ВШЭ
12 самых интересных экономических исследований 2012 года, посвященных России
12 самых интересных иностранных экономических исследований 2012 года

 

4 апреля, 2014 г.