• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Розница растет из последних сил

Розничная торговля продолжает оставаться драйвером экономики. В то время как индустрия пребывает в глубокой стагнации, ритейл демонстрирует слабый рост. При этом сетевики сокращают ассортимент и увеличивают цены, отметили в мониторинге делового климата в розничной торговле эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ

На фоне остальных секторов российской экономики розничная торговля оказалась наиболее устойчивой к рискам и колебаниям общеэкономической конъюнктуры в стране, говорится в мониторинге ЦКИ. Это дало возможность ритейлерам не скатиться в стагнацию и закончить первый квартал вялотекущим ростом.

Так, в I квартале значение основного индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) возросло на 1% и составило +4% (по сравнению с +8% в I квартале 2013 года).

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций в I квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ на основе данных Росстата.

Улучшение делового климата в отрасли – всего лишь результат достаточно высоких предпринимательских ожиданий изменения экономической ситуации на II квартал текущего года, пояснили эксперты ЦКИ ИСИЭЗ. При этом, на чем основаны эти ожидания, не совсем понятно. «Остальные составляющие – экономическая ситуация и уровень объемов складских запасов – продолжили накапливать негативные предпринимательские оценки, что, в свою очередь, коррелирует с поквартально ослабевающим трендом спросовой ситуации», – подчеркивается в исследовании.

Основным фактором, дестабилизирующим рост потребительской активности в I квартале 2014 года, стал спад реальных располагаемых денежных доходов населения и экономическая нестабильность. Так, по итогам I квартала, тенденция ослабления заказов на поставку товаров относительно IV квартала усилилась и приобрела довольно масштабный характер. В результате баланс спросовой ситуации впервые за последние два года оказался отрицательным, составив –4%. При этом более 35% предпринимателей констатировали уменьшение выручки.

«Предприниматели оказались в довольно сложной ситуации, носящей комплексный характер воздействия неблагоприятных тенденций. При этом принципиальное негативное влияние на торговую деятельность распространялось со стороны монетарных и потребительских тенденций, что в сложившейся ситуации для розницы является первостепенным залогом сохранения имеющихся итогов», – отмечают эксперты ЦКИ.

На внешнеэкономические сложности ритейлеры отреагировали сокращением ассортимента продаваемой продукции и ростом цен, о чем заявили более 45% респондентов. Сильнее всего при этом подорожали продукты питания.

Авторы мониторинга предупреждают: во II квартале инфляция ускорится. «Очевидно, что грядущие специфические конъюнктурные составляющие в виде изменения маркетинговой стратегии в связи с дестабилизацией на товарных рынках, колебаний курса на российском валютном рынке, а также возможной смены партнерских отношений на международном товарном рынке, способны внести самые неожиданные коррективы в ценовые планы ритейлеров», – подчеркивают эксперты ЦКИ.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

В связи с обострившимися экономическими и геополитическими конъюнктурными обстоятельствами, трактовка сложившихся и особенно ожидаемых в розничном сегменте тенденций не может быть однозначной. Обострившиеся риски позволяют предположить закрепление депрессивного режима развития отрасли с традиционными сезонными подъёмами продаж, как лучшего варианта ее развития.

Если рассматривать динамику делового климата в контексте интенсивности протекающих процессов, то исходя из сохранения положительных темпов роста ключевого индикатора исследования – ИПУ, радикальных перемен не произошло, хотя полученное значение несколько нивелировало пессимистичные настроения 2013 года. По большому счету розница продолжила функционировать во все более проявляющемся стагнационном режиме.

Учитывая растраченный потенциал, с которым организации вступили в 2014 год, темпы развития отрасли тянут на твердую удовлетворительную оценку. Косвенно это перекликается и с данными Росстата по обороту торговли за февраль текущего года, составившими 104,1%, что частично компенсировало январский провал.

Вместе с тем, несколько размывают сложившуюся и особенно будущую картину фрагментарные, но достаточно веские аргументы, не позволяющие более-менее спокойно принять полученные результаты.

Прежде всего, обращает на себя внимание образовавшаяся впервые за последние несколько лет обследований разница в итоговых годовых значениях показателей, характеризующих непосредственно торговый процесс. Полученные расхождения свидетельствуют о растрате набранного потенциала организаций, который еще в течение 2013 года минимизировал этот разрыв. Похоже, что предприниматели действительно работают на грани своих возможностей, подгоняя свои управленческие схемы под «сегодняшний бизнес-климат».

Особенно ярко это иллюстрирует как ассортиментная политика, так и ценовое поведение, выбранное респондентами. Начало масштабной ревизии ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров выглядит скорее как поиск новой и оптимальной пропорции импорта и отечественных позиций в рамках перераспределения потребительского спроса в сторону более дешевых аналоговых товаров. Данные меры вызваны возможной продолжительной частичной девальвацией национальной валюты, когда не исключено повышение цен на импортируемые непродовольственные товары. Пока, в большинстве компаний, кроме тех, кто работает по долгосрочным контрактам, импорт реализуется в рамках партий, закупленных по прежним курсам. Однако этих запасов хватит максимум на пару месяцев.

Обострившееся информационное поле в связи с событиями на Украине и возможные санкции также порождают массу вопросов и предположений относительно того, насколько серьезным окажется диссонанс украинского кризиса для организаций реального сектора России и розничной торговли в частности. Не ясно, каков будет масштаб влияния этих событий на простые домохозяйства.

В связи с этим возросла непредсказуемость, обуславливающая распространение, в том числе, давно забытых рисков. Возникшая неопределенность, колебания национальной валюты, грядущая рокировка соотношения импорта и экспорта заставляют задуматься всех участников рынка о возможных прямых и косвенных последствиях. Отчасти это связано с тем, что относительно других представителей реального сектора экономики, розничная торговля является одной из наиболее чувствительных к различным колебаниям.

Тем не менее, глядя на ситуацию со стороны, все-таки напрашивается главный вопрос: возможно ли в принципе, в условиях глобализации мирового пространства, где Россия является полноправным и достаточно весомым участником торговых отношений, серьезным образом пошатнуть выстроенную систему обоюдных взаимосвязей? Ответ очевиден: в ближайшей и среднесрочной перспективе – маловероятно.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в розничной торговле в 1 квартале 2014 года»

 

1 апреля, 2014 г.