• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиада способствует развитию городов

Два канадских мегаполиса, принимавших Олимпийские игры – Ванкувер и Калгари – стали образцом устойчивого развития городов. Доклад профессора университета Калгари Саши Ценковой, состоявшийся в НИУ ВШЭ, освещает инициативы властей в области развития территории после проведения Олимпиады

Устойчивость градостроительства – это совокупность характеристик, включающих динамичность и развитие, качество и целостность окружающей среды, социальную сплоченность и качество жизни, расширение прав и возможностей управления, сформулировала Саша Ценкова.

Принципы устойчивого градостроительства канадских городов после окончания Олимпиады преследовали три цели:

  1. В финансовом плане стоимость строительства, эксплуатации и обслуживания новых территорий должны быть недорогими, чтобы не стать бременем для будущих поколений.
  2. Городские территории должны быть социально адаптированными к различному образу жизни и обеспечивать всех жителей независимо от их экономического статуса доступным жильем, образованием, здравоохранением, товарами первой необходимости, коммунальными услугами. Центры городской жизни должны располагаться так, чтобы люди имели возможность добираться до них без помощи частного автомобиля, что способствует развитию пешего и велосипедного движения.
  3. Для улучшения экологической обстановки было необходимо свести к минимуму загрязнение воздуха, воды и почв, уменьшить потребление ресурсов и количество отходов, а также обеспечить защиту естественных систем, поддерживающих жизнь.

Ванкувер – самый удобный город в мире

Ванкувер расположен на тихоокеанском побережье вдоль обоих берегов длинного залива Баррард. Численность населения составляет 600 тысяч жителей, а вместе с пригородами (Большой Ванкувер) – 2,3 млн человек. Деловая часть города сообщается с северными округами мостом Львиные Ворота, протянутым через залив.

В составе коренного населения Ванкувера преобладают англо-канадцы. В то же время доступные условия иммиграции привлекают сюда все больший поток выходцев из других стран, в первую очередь из Юго-Восточной Азии. В Ванкувере есть значительные по площади китайские кварталы.

Застройка центра города была спланирована таким образом, чтобы 75% роста центра происходило за счет строительства нового жилья как самого прибыльного вида капиталовложений и только 25% роста – за счет создания рабочих мест. В результате, центр Ванкувера занимают небоскребы, нижние этажи которых – жилые, а в верхних находятся офисы. Благодаря усилиям по созданию новых рабочих мест, в центре появился целый бизнес-район, что способствует сбалансированному соотношению жилой и деловой недвижимости.

Городская среда Ванкувера ориентирована на человека – широкие тротуары, пешеходные улицы, велосипедные дорожки. Особое внимание уделялось росту числа пеших перемещений и сокращению движения на личном автотранспорте. Ванкувер имеет развитую систему наземного транспорта, которая включает в себя автобусы, троллейбусы, пригородную пассажирскую железнодорожную линию, надземное легкое метро и пассажирский паром.

В планировании и строительстве города осуществлялся системный подход. Несмотря на высокую плотность застройки, архитектурные решения позволили сохранить перспективы улиц, выходящих к заливу, и оставить панорамы между высотками с видом на горы.

Высокое качество открытых общественных пространств, наполненность их различными функциями, возможности развития для людей всех возрастов, включая детей и стариков, микроклимат, переработка отходов делают Ванкувер одним их самых устойчивых городов Северной Америки, но при этом одним из самых дорогих. Такова цена устойчивости.

Ванкувер входит в пятерку самых удобных для жизни городов мира и занимает первое место по качеству жизни среди городов Северной Америки. Девиз Ванкувера: «Создание большого города для различных сообществ, который заботится о людях, окружающей среде и возможностях для жизни, работы и процветания» выражается в принципах: sustainable – resilient – vibrant – livable (устойчивый – легко приспосабливающийся – динамичный – удобный).

Большую роль в развитии Ванкувера сыграла подготовка к Зимним Олимпийским играм 2010 года. В соответствии с разработанным стратегическим подходом, спортивные объекты возводились в бывших промышленных зонах, причем большое внимание уделялось зеленым технологиям и энергоэффективности. Строительство олимпийских объектов стоило не так дорого, как в Сочи, а заложенные принципы финансовой устойчивости позволили преодолеть кризис 2008 года. Согласно основному принципу градостроительства – социальной устойчивости – 25% жилья, построенного для спортсменов, после Олимпиады было переведено в социальное жилье. Еще часть по специальным программам была передана молодым семьям и молодым профессионалам.

Калгари – самый чистый город

Калгари расположен на юге провинции Альберта в предгорьях Канадских Скалистых гор. Город занимает большую территорию и состоит из центральной части и окружающих ее микрорайонов с различной плотностью населения. В отличие от городов с большой агломерацией, в Калгари значительная часть пригородов входят в состав самого мегаполиса. Население Калгари составляет 1,2 млн человек.

В 1947 году в провинции Альберта были открыты большие запасы нефти, поэтому экономика Калгари тесно связана с нефтяной промышленностью. За годы нефтяного бума деловой центр города был застроен многоэтажными зданиями. Массовое строительство небоскребов пришлось на 60-80 годы ХХ века, при этом население росло на 5% в год, и на 8% ежегодно увеличивалась площадь города. С 1981 года цена на нефть стала снижаться, последовал экономический спад, и строительство многих объектов было остановлено.

Подготовка к проведению Зимних Олимпийских игр 1988 года способствовала возобновлению масштабного строительства, и помогла восстановлению городской экономики. Олимпийский городок продолжает развиваться и сегодня, спустя 26 лет после окончания игр. В Калгари много спортивных центров и клубов, ипподром, а также более восьми тысяч гектаров парков и 300 км аллей для велосипедистов и пешеходов. В Калгари четко выстроены приоритеты – сначала пешеход, потом велосипед, затем общественный транспорт, и в последнюю очередь – личный автомобиль.

В 2007 году в Калгари был принят ряд директив по содействию реализации принципов устойчивого землепользования. Принципы thriving (бурно развивающийся) и сaring (заботливый) заложены в ImagineCALGARY – плане устойчивого городского развития.

Качество жизни в городе признано очень высоким: в 2010 году Калгари стал пятым городом в мире, наиболее удобным для жизни, а журнал Форбс признал Калгари самым чистым городом. В 2011 году город занял первое место по развитию систем безотходного жизнеобеспечения и производства.

Сегодня Калгари один из самых быстрорастущих городов Северной Америки. Высокие темпы роста создали значительные трудности при освоении земель, связанные с необходимостью больших инвестиций в инфраструктуру и городское хозяйство. В небольшом по площади центре города в небоскребах располагается множество офисов, что вызывает ежедневное перемещение тысяч людей к рабочим местам. Большинство людей пользуется общественным транспортом, так как в Калгари – самая дорогая в Северной Америке парковка.

К югу от деловой части находится самый плотно населенный микрорайон Калгари – Белтлайн, в котором расположены жилые кварталы. Последовавший в 1990-2000-х годах экономический подъем привел к разрастанию города. Осуществляемая муниципалитетом перестройка Белтлайна направлена на увеличение компактности проживания, но и она не может остановить разрастания Калгари, что создает трудности в обеспечении населения необходимой транспортной инфраструктурой.

 

25 марта, 2014 г.