• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мегаполис разобщает людей

Жизнь в современном мегаполисе может исказить естественные человеческие реакции, разрушить цельность личности и увеличить социальную дистанцию между людьми. Завкафедрой экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Александр Пузанов обрисовал психологические «издержки» жизни в большом городе

Жители мегаполисов склонны порой излишне рефлексировать в простых ситуациях и подавлять естественные эмоциональные порывы. Они ведут «множественное» существование, у них слишком много социальных ролей – на работе, дома, в магазине, в виртуальном пространстве. Такое обилие ролей на разных «сценах» может привести к разрушению человеческого «я». Самоощущение человека в усредненном российском мегаполисе стало главным сюжетом выступления Александра Пузанов на круглом столе по урбанистике в рамках Пятой ежегодной конференции «Сабуровские чтения».

Между тем, к влиянию мегаполиса на психологию личности добавляется и воздействие на отношения в социуме. В большом городе растет разобщенность между людьми, подчеркивает Пузанов. Тем временем мегаполис все активнее пытается контролировать разные стороны человеческой жизни.

Житель мегаполиса часто включает «фейс-контроль»

Лавина разнообразной информации, обрушивающейся на человека в городе, заставляет его отгораживаться, фильтровать ее.

Подобный же защитный механизм действует и в отношениях между незнакомыми людьми. Так, например, в ситуациях, когда незнакомый человек просит о помощи, среднестатистический житель мегаполиса нередко эмоционально дистанцируется, «включает», прежде всего, интеллектуальную реакцию – пытается вычислить, действительно ли нужна помощь.

«В городе происходит трансформация естественных человеческих реакций», – отметил Александр Пузанов. Рефлексия, «интеллектуализация» поведения возникает там, где, по идее, ее не должно было бы быть.

«Чужой» становится еще более «чужим»

Сокращение физической дистанции между людьми неизбежно в городе с высокой плотностью населения. Оно сопровождается увеличением социальной дистанции. «Оппозиция “свой – чужой” меняется на оппозицию “чужой – еще более чужой”», – сказал Пузанов.

При этом мобильность жителей мегаполиса и миграционный оборот еще больше обостряют проблему отчуждения. «Некоренной» горожанин нередко подолгу испытывает трудности с самоидентификацией, не понимая, стал ли он уже в этом городе «своим» или по-прежнему остается «чужим».

Рост городских агломераций усиливает отчуждение между человеком и городским социумом, считает эксперт. Житель мегаполиса может не ощущать связи с городом отчасти потому, что городские пространства слишком обширны для него. Тем самым, актуальной становится проблема «структурированности городского пространства и возможности формирования внутригородских сообществ, а также самореализации людей в них».

Сетевые внутригородские сообщества, например, нередко вполне эффективно решают локальные проблемы (обустройства района, появления светофора на дороге и пр.). Однако в более крупном масштабе – например, общегородском, – подобная активность не столь распространена.

Утомительный избыток «амплуа»

У жителя мегаполиса весьма широк спектр социальных ролей, исполняемых на разных «сценах»: на работе, дома, в городе (скажем, в магазине, в художественной галерее и пр.) и в социальных сетях. Нередко такое разнообразие рассматривается как преимущество жизни в современном большом городе, признает эксперт. «Однако содействует ли это восстановлению цельности человека?», – задает риторический вопрос исследователь.

Возможно, что такая множественность «я» как раз подстегивает разрушение личности, а, значит, и отрицательно сказывается на потенциале самореализации человека в городе.

«Большой брат» растворен в пространстве

Александр Пузанов отмечает и такую тенденцию, как «начало утраты анонимности существования человека в городе». Это означает возвращение возможностей «всеобщего контроля» с помощью камер слежения, диктофонной записи телефонных запросов клиентов интернет-магазинами, фиксации IP-адресов и пр. В свое время «анонимность» и ощущение свободы были, по словам эксперта, одним из главных открытий людей, переселявшихся из деревень или малых городов в мегаполис.

Примечательно, что в отличие от прежних, архаичных форм социального контроля, новый контроль невидим – непонятно, кто тебя контролирует, заметил Пузанов. Складывается впечатление, что «Большой брат» вездесущ, растворен в пространстве. Эти ощущения могут привести «к серьезным последствиям для поведения человека в городе», заключил исследователь.

См. также:

Центр Москвы должен стать жилым
Сдерживание роста городов предотвращает упадок центра
Россияне меняют периферию на региональные столицы
Города приумножают богатство, здоровье и счастье

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 24 марта, 2014 г.