• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Средний класс чаще проявляет гражданскую активность

Россияне до 45 лет, руководители, работники бюджетной сферы, люди с достатком – таковы социально-демографические категории россиян, более всего вовлеченных в практики гражданского общества. При этом общим «знаменателем» для них служит участие в НКО, во многом определяющее их гражданскую активность, выяснили в ходе исследования Ирина Мерсиянова и Ирина Корнеева

Руководители оказались самыми общественно активными гражданами в России. Они фигурируют почти во всех направлениях гражданских практик: от локальных мер – например, по благоустройству подъезда, – до добровольчества, помощи незнакомым людям, отмечают директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и научный сотрудник центра Ирина Корнеева в монографии «Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение». Это восьмой выпуск материалов, изданных в ходе мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ.

Возможное объяснение общественной активности руководителей состоит в том, что чем шире у человека ролевой веер – набор социальных амплуа, тем больше у него шансов быть вовлеченным, к примеру, в добровольчество, отметила Ирина Мерсиянова в ходе презентации издания на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. Меньше всего задействованы в практиках гражданского общества низкоресурсные группы населения – пенсионеры, люди с образованием ниже среднего, с низкими доходами.

Согласно результатам исследования, за последний год в России в тех или иных формах общественно-политической активности принимало участие 42% опрошенных. В категории «денежные пожертвования» картина более впечатляющая: их делают почти половина взрослых россиян. Безвозмездной деятельностью на благо других людей – добровольчеством – занималась четверть россиян. Большинство респондентов чувствуют ответственность за происходящее в их доме, городе, стране. Вместе с тем, возможность повлиять на события в стране в той или иной мере ощущают лишь 38% россиян. При этом одним из важнейших залогов общественной активности граждан служит участие в деятельности некоммерческих организаций.

Эмпирическую основу публикации составляют материалы всероссийского опроса населения, проведенного в 83 субъектах РФ. В опросе участвовало 33 200 человек старше 18 лет.

Общественно-политическая активность

Доля россиян, участвующих в практиках гражданского общества, почти не растет, отметила Ирина Мерсиянова. За последний год в стране в тех или иных формах общественно-политической активности было задействовано менее половины россиян (42%). При этом самой распространенной в этой группе оказалась деятельность, связанная с управлением по месту жительства: участие в субботниках, мероприятия по благоустройству (24%) и участие в собраниях жильцов дома или подъезда (20%). «Низовые» позиции в «рейтинге» популярности занимает политическая активность. Так, в мирных демонстрациях и акциях протеста участвовали лишь по 2% респондентов, говорится в работе.

Практики проявления общественно-политической активности варьируются в разных социально-демографических группах. Чаще других участвовали в мероприятиях по благоустройству подъезда, двора, города руководители (30%), работники сферы образования и науки (37%), здравоохранения (34%), люди с достатком – те, кому «хватает денег на покупку автомобиля» (30%) и россияне, источником дохода которых служит частный бизнес (30%).

Чаще организовывали коллектив для решения своей или чужой проблемы руководители, работники сферы образования и науки, люди с достатком.

Похожий расклад – с тем же списком действующих лиц и характеристик – наблюдается и в таких направлениях, как участие в помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, письменное обращение в государственные органы по личному вопросу и публичные высказывания в интернете. Кстати, и на общественных «трибунах» чаще выступали примерно те же категории. Так, высказывали свое мнение на собраниях, в госучреждениях и других инстанциях руководители (15%) и россияне, работающие в образовании, науке (14%), приводят данные эксперты.

Важным параметром, детерминирующим вовлеченность респондентов в общественные дела, служит участие в деятельности НКО, подчеркивают авторы работы.

Денежные пожертвования

За последний год делали благотворительные пожертвования – давали незнакомым нуждающимся людям деньги – 46% россиян, в том числе 11% – много раз, 31% – несколько раз. Не приходилось делать пожертвования 51% россиян.

Доля граждан, участвующих в подобной благотворительности, не выросла. Отчасти это объясняется изменением каналов пожертвований: часть средств, раньше отдававшихся из рук в руки, теперь перечисляется посредством sms-сообщений.

Добровольческая деятельность россиян

Участие в волонтерской работе – один из главных показателей уровня самоорганизации общества. Согласно исследованию, в 2013 г. безвозмездной добровольной деятельностью на благо других людей (не членов семьи) занималась четверть опрошенных россиян. В том числе 6% респондентов делали это «много раз», 16% – «несколько раз».

Россияне, принимавшие добровольное участие в деятельности хотя бы одной организации, чаще всего говорили о профсоюзах (27%), районных (домовых) комитетах (17%), товариществах собственников жилья (14%), инициативных группах, объединениях родителей (14%).

Чаще других занимались волонтерством, «много раз», москвичи (12% – из тех 6%, которые подсчитаны в целом для России).

Примечательно, что самоидентификация в качестве верующего человека является одним из существенных факторов вовлеченности в добровольчество. Еще один фактор – проживание в поселке городского типа (очевидно, что там короче дистанция между людьми, чем в городе).

Ответственность за происходящее

Чувство ответственности за происходящее составляет необходимое условие развития гражданского общества в любой стране, отмечают авторы исследования. Более всего россияне чувствуют ответственность за происходящее в доме, дворе. Это подтвердили 86% респондентов.

Ответственность за происходящее в городе ощущают в той или иной мере 73%, стране – 60%.

Не чувствуют ответственности (для России в целом – 34%) преимущественно россияне от 66 лет и старше, люди с образованием ниже среднего и жители городов-миллионников.

Россияне, принимающие участие в деятельности хотя бы одной НКО, занимающиеся волонтерством, денежными пожертвованиями и вовлеченные в общественную работу, чаще испытывают чувство ответственности.

Оценка собственного влияния

Повлиять на то, что происходит в доме, во дворе, могут 80% россиян, в том числе в полной мере – 28%, в значительной мере – 24%. На возможность в той или иной мере повлиять на то, что происходит в городе, указывают 52% россиян.

О возможности повлиять на события в стране в той или иной мере говорят лишь 38% россиян, причем в полной мере – 2%, в значительной мере – 6%, в незначительной – 30%. Чаще остальных говорят о том, что могут повлиять на происходящее в стране в незначительной мере, россияне с высшим образованием (38%), москвичи (39%), руководители (40%), специалисты (36%) и студенты (35%), россияне, работающие в сфере образования и науки (39%). О том, что никак не могут повлиять на происходящее в стране, заявили россияне в возрасте от 66 лет, люди с образованием ниже среднего и низким достатком.

Здесь также рефреном звучит мысль о том, что участие в работе НКО повышает уверенность в возможности повлиять на происходящее в обществе.

Виртуальные практики россиян

Становление информационного общества обуславливает активное проникновение новых технологий во все сферы общественной жизни россиян. Основным элементом инфраструктуры информационного общества служит интернет, «завсегдатаями» которого оказываются, в основном, люди до 45 лет, жители городов-миллионников. Доля активной аудитории, тех, кто выходил в Сеть хотя бы раз в сутки, сейчас составляет 34%. Почти каждый десятый респондент (12%) пользовался интернетом один или несколько раз в неделю.

Среди активных «интернетчиков» за последние три месяца пользовались Всемирной паутиной почти каждый день россияне с высшим образованием (57%); студенты (81%), руководители (62%), специалисты (60%), служащие или технические исполнители (40%), россияне, занятые в торговле (50%), образовании и науке (50%).

Самая распространенная виртуальная практика – общение в социальных сетях типа «Одноклассники», «Фейсбук» (38%). Каждый третий россиянин пользуется интернетом для поиска информации для учебы или работы (32%). Несколько менее распространенный способ пользования интернетом (его отметили 27% респондентов) – чтение новостей, газет и журналов онлайн. Еще меньше распространена практика получения информации на сайтах государственных органов, учреждений, выражение своего мнения по общественным и политическим проблемам в виде комментариев в блогах, соцсетях, на новостных сайтах, а также перевод денег незнакомым нуждающимся людям.

См. также:

Волонтеры чувствуют себя счастливыми и больше доверяют людям
Общественные институты стали жертвой ресурсного изобилия
Гражданское общество выберет социальные приоритеты

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 18 марта, 2014 г.