• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мегаполисы адаптируются под молодежь

Появление у молодых жителей европейских мегаполисов большого количества свободного времени требует нового подхода к городскому планированию. Большие города нужно активнее адаптировать к курортным, рекреационным практикам, а архитектуру сделать динамичной и интерактивной, считает профессор Вышей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков

Среднестатистический европейский мегаполис становится все менее «трудовым» и все более «курортным». Средоточием отдыха часто оказывается не пригород, а сам город, который ведет круглосуточную активную жизнь. Футуристическая зарисовка, – так Алексей Новиков обозначил жанр своего выступления на круглом столе по развитию городов в рамках Пятой ежегодной конференции «Сабуровские чтения».

Старшее поколение отдыхает на природе, молодое – в городе

Между мобильными молодыми горожанами Европы и статичной, созданной на века городской застройкой существует явный диссонанс, отметил Алексей Новиков. Так называемое поколение «newage», жители мегаполисов в возрасте от 18 до 28 лет, старающиеся найти себя и самореализоваться, имеют много свободного времени. «Они зарабатывают себе на жизнь фрагментарным трудом, а остальное время пытаются посвятить размышлениям и досугу», – отметил эксперт.

Для представителей этого поколения уже не актуальны монотонные ежедневные перемещения «дом – работа – дом», характерные для жизни их отцов и дедов. По данным Новикова, молодые «ищущие» жители европейских мегаполисов тратят на работу лишь 12% жизни (понятно, что у россиян будет совсем другая пропорция). Это разительный контраст по сравнению с тем, что было десятилетия назад.

Таким образом, основным центром социализации этого поколения становится городская среда, ее публичные пространства. И, наоборот, у старшего поколения неформальное общение (с друзьями и коллегами) нередко проходило за городом, например, на пикниках и вечеринках.

Архитектура должна стать динамичной и интерактивной

В результате того «взрыва», который произошел со свободным временем, меняется спрос на физическую среду, отметил Новиков. Городское пространство начинает испытывать на себе давление. Мегаполис становится средоточием бурной ночной жизни, что можно увидеть и на примере Москвы.

На этом фоне трансформируется подход к городскому планированию и к архитектуре. Актуальным становится понятие адаптивного планирования: архитекторы переосмысляют саму суть зодчества, делая его из статичного гибким, легко приспосабливающимся к тем или иным задачам, то есть динамичным и «интерактивным».

В такую концепцию укладываются, например, временные здания, которые собираются и разбираются, как конструктор (их могут проектировать, например, для каких-либо мероприятий). Адаптивная архитектура (термин американского кибернетика Николаса Негропонте, введенный им в конце 1960-х, когда задачи дизайна стали рассматриваться с применением информатики) предполагает, например, включение технологий реагирования в несущий каркас здания. Адаптивная архитектура может приспосабливать свою форму, цвет или функцию к нуждам эксплуатации.

Пока подобная мобильность отчасти утопия. «Но то, что возникает необходимость адаптировать отдельные районы городского пространства под совершенно новый сложившийся контингент и запрос со стороны общества, это совершенно точно», – заключил Алексей Новиков.

См. также:

Центр Москвы должен стать жилым
Сдерживание роста городов предотвращает упадок центра
Россияне меняют периферию на региональные столицы
Города приумножают богатство, здоровье и счастье

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 марта, 2014 г.