• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Российская школа нуждается в открытости

Российская школа недостаточно информирует общество о своей жизни. Великобритания, США, Австралия и Чили более продвинуты в этом плане. Они предлагают семьям учеников множество форм мониторинга – от систем навигации и докладов школ до вердиктов независимых инспекций. Подобные ресурсы помогают учителям и детям работать лучше, рассказал Игорь Вальдман в сборнике статей «Информационная открытость образования: разные взгляды – разные ценности», опубликованном НИУ ВШЭ и Общественной палатой РФ

Доклады директоров школ, интернет-сайты образовательных учреждений, электронные журналы и дневники, порталы органов управления образованием, рейтинги школ и оценка качества образования – все эти информационные продукты, служащие индикаторами работы школы, в России уже существуют. Правда, не везде и не всегда. Необходимо присмотреться к зарубежной практике отчетов школ перед обществом, считает завлабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО Игорь Вальдман. В статье «Как обеспечить информационную открытость школы перед обществом: несколько уроков из международного опыта» он приводит примеры «рапортов» школ Великобритании, США, Австралии и Чили.

Большая независимость – большая подотчетность школ

Во многих странах в работе школ сменились приоритеты. Помимо широкого охвата образованием (массовизации), необходимо обеспечить его качество, что требует децентрализации системы. Но, когда школы получают большую автономию, они при этом несут и большую ответственность перед обществом, подчеркивает Вальдман. Школы должны регулярно отчитываться перед семьями учеников. И каждый такой отчет должен быть понятен представителям всех заинтересованных групп.

Рапортовать о своих достижениях и планах школы могут в разных жанрах – от отчетов по итогам тестирования до всеобъемлющих докладов, сюжетами которых становятся, например, социально-экономические характеристики учащихся, финансирование школы, квалификация учителей.

Автор статьи называет три основных канала распространения информации о работе школы. Во-первых, это данные, предоставляемые самим образовательным учреждением (встречи с родителями, интернет-сайт, публичные доклады и пр.). Во-вторых, это внешние оценки со стороны органов управления образованием (итоги национальных тестов и экзаменов, рейтинги, доклады национальной инспекции и пр.). В третьих, это независимые источники (рейтинги СМИ, ресурсы общественных организаций).

Великобритания: информация по всем каналам

Отчет государства перед обществом – во многом именно так воспринимается в Великобритании информация образовательных учреждений о своей работе. Не случайно источники данных о школе в этой стране максимально разнообразны.

Игорь Вальдман обращает внимание на такой ресурс, как рекламный проспект школы для привлечения новых учеников. Проспект публикуется на сайте школы (при необходимости – на разных языках) и выдается родителям учеников в печатном виде. Как отмечает эксперт, содержание проспекта включает условия поступления, миссию и ценности, статус школы по отношению к религии и результаты оценки обучения детей в соответствии с требованиями национального учебного плана. Сообщаются и сведения о количестве свободных мест, итоги сдачи госэкзаменов на получение сертификата о среднем образовании, а также данные о рабочих местах выпускников.

Сайт школы дает более детальную информацию. На нем публикуются такие важные параметры, как размер средств, полученных от государства за обучение детей из бедных семей, учебный план, правила поведения, а также ссылка на доклады государственной инспекции Ofsted (Office for Standards in Education) и на так называемые таблицы достижений.

Как правило, таблица достижений содержит данные об успехах школьников на ключевых этапах обучения разным предметам, особенно математике и английскому языку. Важно, что такая информация дается в динамике и в сравнении с другими школами, подчеркивает Вельдман.

Государственная инспекция Ofsted независима от национального министерства образования, что позволяет обсуждать работу школ беспристрастно. И это принципиальный момент. Ведь одна из задач докладов Ofsted улучшить работу каждой конкретной школы, определив ее плюсы и минусы, дать руководство к действию. Отсюда и ключевые темы доклада: качество образования, качество управления (включая эффективность использования финансов), моральное, социальное и культурное развитие учащихся. Доклад Ofsted направляется в школу, а та, в свою очередь, должна разослать документ родителям. На базе доклада школа готовит план работы над обнаруженными ошибками.

Любопытно, что в докладе Ofsted учтена и «обратная связь»: приводятся мнения родителей о том, например, нравится ли их детям учиться в этой школе, показывают ли они прогресс, хорошо ли работают учителя.

Ряд газет в Великобритании имеют приложения по образованию (например, Times Education Supplement) с рейтингами школ, рассказывает Вельдман. Ранжирование строится на основе открытых данных о результатах национальных тестов. Один из примеров – интерактивный рейтинг School League Tables корпорации BBC. Среди параметров, помогающих выбрать школу, – процент сдавших экзамены на получение сертификата о среднем образовании, средний балл, прогресс учеников.

США: «энциклопедическая» информационная карта школы

School Report Cards ежегодные доклады школы – используются в США как форма отчета на уровне школы, территориального объединения школ и штата. Такие карты включают демографические характеристики учеников, безопасность среды и учебный климат в школе, академические успехи, данные об учителях, учебный план, финансы и расходы, поясняет автор.

Доклады существуют в полной и краткой версии – для разных аудиторий. Важно, что к информационным картам прилагаются словари основных терминов. Информация в докладах дублируется на разных языках.

Австралия: общенациональный сайт всех школ

В Австралии сведения об образовательных учреждениях нужно искать на национальном сайте «Моя школа». Жизнь школ представлена там в деталях, что помогает им перенимать опыт друг у друга. Благодаря «Моей школе» можно сравнить успехи учащихся конкретного образовательного учреждения с показателями школ, имеющих сходный контингент учеников, найти лучшие школы и увидеть общую «панораму» по районам.

Важно, что интернет-портрет каждой школы, помимо стандартной информации (об учениках и учителях, успеваемости, финансах, результатах тестирования), также включает данные по профориентации – количестве учащихся, посещающих курсы профессионально-технической подготовки.

В «Моей школе» представлен и такой индикатор работы образовательных учреждений, как национальная программа оценки грамотности по английскому языку и математических навыков школьника NAPLAN (National Assessment ProgramLiteracy and Numeracy). Эта программа не только измеряет прогресс каждого школьника, но и в конечном итоге помогает разработать образовательную политику в масштабах страны, поясняет Игорь Вальдман. Особенно важно, по мнению эксперта, то, что Австралия предоставляет данные о результатах экзамена не изолированно, а вместе с другими показателями работы школ на едином информационном ресурсе, – так создается более адекватная картина.

Кстати, чтобы сравнение результатов обучения школьников было корректным, баллы теста NAPLAN публикуются по группам подобных образовательных учреждений (со сходным контингентом учащихся). В этом распределении играют роль данные по занятости и образованию родителей учеников, социально-экономические характеристики места проживания, доля детей из семей иммигрантов.

Чили: анализ семейной ситуации

Чили также уделяет особое внимание социально-экономическим характеристикам учащихся. Для этого анкетируются их родители (учитываются примерно те же параметры). В результате в национальном мониторинге «Система измерения качества образования» (SIMCE) выделяются пять групп школ. Такое деление не случайно, отмечает Вальдман: социально-экономический статус семьи объясняет более 70% всех результатов учащихся.

Отчасти практики Чили и Великобритании похожи: в обеих странах используют целый спектр каналов передачи ключевой информации по школам. В Чили результаты национального мониторинга публикуются также в специальных приложениях к газетам. Газеты делают и собственные рейтинги школ. Есть визуальная форма подачи результатов – геоинформационная система, сделанная в виде интерактивной карты Google.

Урок для России: школа должна учесть запросы аудитории

Разные информационные продукты школ в четырех рассмотренных странах не дублируют, а дополняют друг друга, убежден Игорь Вальдман. Информирование общества со стороны школ становится частью политики на уровне страны. При этом появление нового «официального» ресурса невозможно без консультаций с общественностью. Если новый формат документа прошел апробацию успешно, его принимают уже законодательно.

Одна из наиболее удачных форм информирования общества, по мнению Вальдмана, – школьные доклады. Среди их основных достоинств – доступность изложения, сравнительные аспекты и включение результатов опросов родителей, учеников и работников школы. Такие доклады готовятся в разных версиях, чтобы аудитория выбрала наиболее удобную.

Будущее – и за интерактивными базами данных, помогающими ранжировать школы по важным параметрам. Наконец, еще один важный урок для российской школы – использование в мониторингах контекстных данных. Речь идет прежде всего о социально-экономическом статусе семьи. Сравнение итогов работы школ корректно тогда, когда образовательные учреждения сгруппированы на основе сходства.

См. также:

Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Не каждый год делает учащихся грамотнее
Каких оценок заслуживает образование
Рейтинг вузов должен быть «компасом» для абитуриентов

 

Подразделения