• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москвичи и мигранты не понимают друг друга

Напряженность между мигрантами с Северного Кавказа и местным населением в России обусловлена культурными и  ценностными различиями. Мигранты являются носителями коллективистских ценностей, а местное население более склонно к индивидуализму. Особенности взаимного восприятия мигрантов и местного населения на примере Москвы и Ставропольского края выявили в ходе работы с фокус-группами сотрудники лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Ольга Вербилович и Виктория Галяпина

Москва и Ставропольский край – два региона России, находящиеся в числе лидеров по приему мигрантов, приезжающих на учебу, либо с целью временного или постоянного заработка. Москва притягивает мигрантов в силу имеющихся здесь экономических возможностей, а Ставрополье – по причине географической близости.

В ходе исследования авторы провели работу в 16 фокус-группах, состоящих из 5-10 участников: мужчины и женщины в возрасте от 17 до 69 лет – москвичи или жители Ставрополья и представители северокавказских этнических групп.

Выяснилось, что отношение местного населения к мигрантам, как и мигрантов к местному населению, отличается в столице России и в Ставропольском крае. Москвичи настроены к мигрантам более агрессивно, чем жители периферии, а мигрантам тяжелее адаптироваться в Москве из-за давления, которое провоцирует современная мегаполисная жизнь. Кроме того, мигранты не приемлют аморального в их понимании образа жизни местного населения и желают, чтобы местные жители проявляли уважение к их этнической культуре.

Таблица. Дизайн выборки

№ ФГ Город Профиль респондента Пол Возраст 
1Ставрополь русские из числа местного населения в Ставропольском крае муж 17-25 
226-60 
3жен 17-25 
426-60 
5представители северо-кавказских народов в Ставропольском крае  муж 17-25 
626-60 
7жен 17-25 
826-60 
9Москва русские из числа коренного населения Москвы муж 17-25 
1026-60 
11жен 17-25 
13представители северо-кавказских народов, проживающие в Москве не менее 1 года  муж 17-25 
1426-60 
15жен 17-25 
1626-60 
всего 16 фокус-групп

Источник: презентация Вербилович и Галяпиной

Кавказская сила

Приезжая на работу или учебу в другие регионы, мигранты с Северного Кавказа остаются носителями коллективистских ценностей, которые предполагают приоритет мнения и интересов группы (семьи, коллектива, социума). Индивидуализм местного населения, более свободного в своих взглядах и действиях, вызывает у мигрантов непонимание. И они не готовы мириться с аморальным в их представлении поведением русских. Аморальность выражается в неуважении к старшим, склонности к алкоголизму и курению, а также безнравственном поведении со стороны женщин. Как показали опросы, мигранты хотели бы, чтобы местное население проявляло уважение к их культуре, как минимум, не демонстрируя аморальность в их присутствии, а как максимум, старалось перенимать хорошие качества, свойственные представителям других культур.

Отдельный блок вопросов в исследовании касался семейных отношений и гендерных ролей. Результаты подтверждают, что мигранты, оказавшись в другой культурной среде, не проявляют готовности изменить свое отношение к роли женщины в семье и социуме. Более того, тот факт, что в Москве, например, мужчина и женщина – равноправны, воспринимается мигрантами как проявление слабости местных мужчин.

Рисунок. Взаимное восприятие

Источник: презентация Вербилович и Галяпиной

Другая тематика вопросов – религия. Мигранты Ставрополья в своих ответах большое внимание уделили религии. Ислам, по их мнению, должен прививаться детям насильно. Но при этом они отмечают, что не правильно ассоциировать ислам с вакхабизмом, поскольку проявления вакхабизма – это удел неграмотных и преступников, следствие западного финансирования. Результаты показывают, что уровень рефлексии московских мигрантов в религиозных вопросах выше, чем ставропольских, и они более адекватно понимают истоки враждебности местного населения по отношению к исламу.

Особенность московских мигрантов заключается в том, что им свойственно приписывать местному населению собственные национальные качества. Как поясняют исследователи, это связано со стремлением мигрантов справиться с тревогой и нестабильностью, связанной с пребыванием в условиях этнического меньшинства в большом городе.

Результаты опросов показывают, что мигранты с трудом адаптируются в условиях мегаполиса и демонстрируют дуальное отношение к окружающей их действительности. С одной стороны, они готовы интегрироваться в местный социум, стараясь приобрести высокий социальный статус, образование, престижную профессию, с другой, есть нежелание меняться и ярко выраженное стремление демонстрировать собственную культуру и требовать от окружающих соблюдения ее норм.

Наибольшую опасность в глазах и московских и ставропольских мигрантов в среде местного населения представляют молодые мужчины, а также пожилые женщины, которые, по их мнению, проявляют нетерпимость по отношению к мигрантам.

Московские фобии

По данным опросов, лишь 14% москвичей готовы жить рядом с семьёй мигрантов из Северного Кавказа (проект ФОМ СОЦ, опрос МегаФОМ, октябрь 2011). Незнание русского языка, трудности в коммуникации, низкая квалификация при выполнении своей работы, неопрятный, отталкивающий внешний вид – таковы характеристики, которыми москвичи наделяют мигрантов (результаты опроса «Левада-Центра»).

Исследование Вербилович и Галяпиной доказало, что жители Москвы достаточно агрессивно настроены к мигрантам. Миграция – мировой тренд, особенно характерный для мегаполисов. Но среди москвичей, как замечают исследователи, присутствуют консервативные тенденции – стремление сохранить прежний порядок вещей. Многих жителей столицы, как показали беседы в фокус-группах, устраивает ситуация, когда мигранты имеют намного меньше прав и возможностей и находятся под строгим контролем полиции. Авторы исследования проводят параллель с отношением москвичей к лимитчикам в советское время. Впрочем, как отмечают исследователи, среди жителей столицы есть и достаточно благожелательно настроенные к мигрантам горожане, однако они хотели бы полной интеграции выходцев из этнических регионов в культурную среду мегаполиса.

Наибольшая опасность, по мнению москвичей, исходит от молодых мигрантов – как юношей, так и девушек.

Особая роль СМИ

В ходе исследования авторы проанализировали, как мигранты и представители местного населения оценивают роль СМИ в формировании взаимного восприятия. И те и другие склонны к негативным характеристикам. В представлении мигрантов российские СМИ формируют образ мигранта – преступника и террориста. А в представлении москвичей СМИ способствуют нежелательному притоку мигрантов в столицу, позиционируя Москву как город больших возможностей и упуская освещение трудностей, с которыми могут столкнуться мигранты, приехавшие в столицу.

Авторы задаются вопросом, как способствовать формированию взаимопонимания между мигрантами и местным населением. Один из блоков результатов исследования, касающийся диалога между мигрантами и местным населением демонстрирует, насколько это сложный вопрос. И среди мигрантов и среди местных жителей, участвовавших в фокус-группах, нашлись люди, имеющие опыт межнациональной дружбы. Но и те и другие утверждают, что дружить можно, однако в сложной ситуации доверять другу не стоит из-за риска предательства.

Тем не менее, по мнению исследователей, необходимо посредством открытых диалоговых площадок, СМИ создавать позитивный образ миграции в целом и адекватные образы мигрантов и принимающего населения.

См. также:

Капитализм порождает одиноких индивидуалистов
Мигранты, сегрегация и гражданский мир
Россиян объединяет ксенофобия
Ценностные установки влияют на отношение к мигрантам
Интеграционные настроения в странах СНГ меняются

Презентация исследования

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 11 марта, 2014 г.