• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Люди охотнее жертвуют деньги, чем время

Благотворительность имеет разные формы. Ученые выяснили, что люди с большей готовностью жертвуют деньги, чем время. Это относится к большинству стран, и мотивы благотворительности могут не всегда носить чисто альтруистический характер. Но это не главное, если нуждающиеся в итоге получают помощь, считает Егор Малков*

От редакции:

Благотворительность – не настолько распространенное явление в России, как в большинстве западных стран. Данные международных исследований свидетельствуют о том, что россияне реже, чем жители Европы или США жертвуют деньги и участвуют в практиках волонтерства. И для этого есть ряд причин, от исторических до экономических. Но очевидно, что практики благотворительности будут развиваться в России. Число россиян, желающих оказывать безвозмездную помощь другим, растет. И это подтверждают исследования. Чтобы понимать, что движет людьми, участвующими в благотворительности, и каковы перспективы этого явления в России, стоит обратить внимание на зарубежный исследовательский опыт в данной сфере.

 

Егор Малков

Волонтерство связано с демократией

В недавнем номере журнала EuropeanJournalofPoliticalEconomy была опубликована статья Томаса Бауэра, Джулии Бредтманн и Кристофа Шмидта «Timevs. MoneyTheSupplyofVoluntaryLaborandCharitableDonationsAcrossEurope», посвященная исследованию благотворительной деятельности в странах Европы. Авторы выделяют два вида благотворительности: в одном случае люди жертвуют своим временем (волонтерство), в другом – материальными средствами (деньгами или вещами, например). Один из выводов авторов заключается в том, что данные виды помощи тесно связаны друг с другом. В тех странах, где наблюдается высокий уровень участия в благотворительности, хорошо развито как волонтерство, так и практики оказания материальной помощи. Но степень распространенности этих двух видов благотворительности разная.

Рисунок. Соотношение видов благотворительности в странах Европы

Источник: Baueretal. (2013)

В подавляющем большинстве стран (кроме Венгрии) материальная помощь развита в большей степени. И это подтверждают также исследования на примере отдельных стран. Например, в работе «On Time and Money Donations» (Journal of Socio-Economics, 2011) Лоренцо Каппеллари, Паоло Гинетти и Жильберто Турати показали, что среди итальянского населения благотворительность через материальную помощь является более распространенной, чем через волонтерство.

И все-таки в одних странах уровень развития волонтерства выше, чем в других. От чего это зависит? В работе «Nations of Joiners: Explaining Voluntary Association Membership in Democratic Societies», опубликованной в 2001 году в одном из лучших журналов в мире по социологии AmericanSociologicalReview, Джеймс Кёртис, Дуглас Баэр и Эдвард Грэбб проанализировали данные по 33 демократическим странам. Результаты показали, что волонтерство наиболее развито в тех странах, где основной религией является протестантизм или христианство, где демократические институты существуют достаточно долгое время, где установлена либо либерально-демократическая, либо социал-демократическая политическая система, а также в экономически развитых странах. Авторы многих других работ приходят к схожим выводам.

Россия отстает в рейтинге благотворительности

В России, по данным международных исследований, слабо развиты как практики волонтерства, так и материальных пожертвований. Начиная с 2010 года по инициативе британской благотворительной организации Charities Aid Foundation проводится исследование, результатом которого является ежегодный всемирный индекс благотворительности (WorldGivingIndex). Индекс строится на основе трех показателей: доля населения, которая делает пожертвования на благотворительные цели, доля населения, которая участвует в волонтерской деятельности, и, наконец, доля населения, которая оказывает помощь нуждающимся незнакомым людям. К сожалению, Россия из года в год располагается в конце рейтинга, хотя нельзя не упомянуть и положительную динамику. В 2013 году нашими соседями были Мали и Сербия, разделившие 123 строчку. Лидеры из года в год чередуются, но их состав пока не меняется.

Таблица. Результаты рейтинга, основанного на всемирном индексе благотворительности

Год2010201120122013
Место России в рейтинге138130127123
Страна, занявшая первое местоАвстралия, Новая ЗеландияСШААвстралияСША

Источник: Charities Aid Foundation

Дающий счастлив

По данным исследований, благотворительностью чаще занимаются люди с более высокими доходами и образованием. Причин благотворительности в любом ее проявлении целое множество. Они варьируются как по странам, так и по различным видам благотворительных организаций, утверждают ученые.

Штефан Майер из Федерального резервного банка Бостона и Алоис Стутцер из Базельского университета в работе «Is Volunteering Rewarding in Itself?», опубликованной в 2008 году в журнале Economica, на примере Германии показали, что люди, занимающиеся благотворительностью и помогающие другим, испытывают большее удовлетворение от жизни и чувствуют себя более счастливыми. Анке Планьоль и Фелиция Хупперт из Кембриджского университета подтвердили, что данная взаимосвязь сохраняется и на межстрановом уровне.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона от 1891 года можно найти следующие строки: «Благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему была совершенно чужда классической древности. Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас». А затем, «обычная благотворительность римских богачей… была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность». На дворе XXI век, а людьми могут двигать те же самые стимулы. С другой стороны, есть ли разница, каковы мотивы? Они у каждого свои. Главное – чтобы те люди, которые нуждаются в помощи, имели возможность ее получить.

Егор Малков, преподаватель кафедры макроэкономического анализа НИУ ВШЭ

 

Автор текста: Малков Егор Сергеевич, 11 марта, 2014 г.