• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альтернативой безработице стала неформальная занятость

Динамика и структура неформальной занятости, особенности ее измерения, заработки неформальных работников, а также связь с институциональной средой – эти и другие темы обсуждаются в монографии «В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда» под редакцией директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона и замдиректора ЦеТИ Ростислава Капелюшникова

В книге рассмотрена экономическая природа и механизмы формирования неформальной занятости, дан анализ ее экономических и социальных последствий для российского рынка труда. Особое внимание уделено выгодам и издержкам, как для работников, так для компаний и общества, в целом. Представляя монографию на семинаре в Высшей школе экономики, Владимир Гимпельсон выделил семь основных рассмотренных тем:

  • неформальные работники на рынке труда и роль государственного регулирования;
  • сегментация рынка труда: насколько разделение на формальный и неформальный сектор является жестким и непреодолимым;
  • мобильность неформальной занятости: это «тупик» или «станция пересадки»;
  • измерение динамики и профиля «неформальности»;
  • влияние неформальности на неравенство и отличие неформальных работников от формальных по зарплате, семейному благосостоянию, субъективному благополучию;
  • влияние институтов рынка труда (налоговая система, МРОТ) на неформальную занятость;
  • межстрановая перспектива этого явления.

В «тени», но не вне закона

Трудности исследования этой проблемы, по словам Гимпельсона, начинаются уже с определения. «Что это за явление – интуитивно понимают все, но у каждого из нас будет свое определение», – отметил он, подчеркнув, что ничего удивительного в этом нет, «поскольку мы имеем дело с плохо видимым, трудноизмеримым явлением». Поэтому не стоит удивляться, что определения, даваемые разными исследователями, различаются между собой.

Сами термины «неформальная экономика» и «неформальный сектор» вошли в обиход еще в начале 70-х годов прошлого века. Их ввел британский социолог Кит Харт. Так он определял специфическую городскую занятость в развивающихся странах, где преобладала самозанятость и примитивная нерегулярная работа.

Особое внимание докладчик обратил на то, что в исследовательской литературе проводится четкое разграничение между неформальным и нелегальным. Авторы книги изучают только первое. «Нелегальное – это то, что запрещено в принципе, например, незаконный оборот наркотиков или оружия, – пояснил директор ЦеТИ. – Когда мы говорим про неформальную деятельность, то деятельность сама по себе разрешена, она легальна, но полностью или частично обходит нормы регулирования». Это касается налогов, социальных взносов, соблюдения трудового законодательства и т.д.

Лучше неформально, чем никак

Само существование неформальной занятости – хорошо или плохо это для общества? Первый очевидный ответ, конечно плохо! Ведь неформальную экономику отличают низкая производительность и примитивные технологии. В конечном счете, все это тормозит экономический рост.

Другая проблема неформальной занятости – потенциальная маргинализация занятости, бедность, а также социальное неравенство и отсутствие социальных лифтов. Работники неформального сектора выпадают из системы социальной защиты, а государство лишается части налоговых поступлений, которые могли бы пойти на социальные цели.

Несмотря на перечисленные издержки, авторы предлагают избегать однозначных оценок. У неформальной занятости, по их мнению, есть и позитивные стороны. Для многих неофициальная работа – единственная альтернатива безработице. Да и для государства и общества в целом неформальный сектор может оказаться предпочтительнее существования армии безработных. Эта «армия» сама стоит очень дорого. Отчасти это объясняет, почему многие страны, имея высокие показатели неформальной занятости, не слишком усердствуют в борьбе с ней. Ведь победив одну болезнь, можно получить другую, которая окажется еще тяжелее.

Один из ключевых вопросов монографии, почему люди предпочитают жить в «тени», а не «на свету». Авторы полагают, что человек выбирает между «наборами альтернатив», которые может предложить ему формальный и неформальный сектор. Выгоды «света» понятны: официальная зарплата, социальные блага и гарантии, доступ к кредиту, страховки, судебная защита. Издержки тоже вполне очевидны – налоги и бюрократия. Гораздо хуже, если аргументом в пользу неформального сектора становятся низкие оценки гражданами социальных благ, которые способно предложить им государство.

Когда с государством не по пути

Проблема неформальности отражает качество институциональной среды и инвестиционного климата в конкретной стране. Говоря шире, анализ неформального сектора показывает, как работает социальный контракт между гражданами и государством. Ведь формальная занятость – это обмен обязательствами. Гражданин работает, платит налоги, и рассчитывает получить за это определенные общественные блага: порядок на улицах, доступное и качественное здравоохранение, хорошее образование для своих детей, достойную пенсию в старости и т.д. Если эти блага не предоставляются или их качество очень низкое, а надежды на их получение призрачны, то возникает вопрос, зачем участвовать в таком социальном контракте? Так появляются дополнительные мощные аргументы для ухода в «тень». «Если неформальность становится очень масштабной, можно говорить о провале государства, об институциональной слабости государства, которое не выполняет свою часть обязательств в рамках такого контракта» – уверены авторы.

У этого вопроса есть и важный психологический аспект: когда большинство находятся на «свету», быть в «тени» (с точки зрения общественного мнения) –стыдно и не престижно. На таких людей смотрят как на белых ворон. Но представим, что доля людей, которые находятся в «тени», по каким-то причинам начинает расти. Государству все труднее контролировать растущую армию «белых ворон», постепенно меняется и отношение общества к неформальному сектору. Затем может произойти перелом, в результате которого «белыми воронами» станут те, кто живет на свету».

* Над книгой работал коллектив авторов* ЦеТИ и их коллеги из департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ и Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ в составе:

См. также:

Неформальная занятость приносит деньги, но не счастье
Повышение МРОТ ведет к росту неформальной занятости
20 млн россиян вынуждены уезжать на заработки
Экономика стирает границу между «формалами» и «неформалами»

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 4 марта, 2014 г.