• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты играют роль миротворцев

Во времена революций и войн университеты принимают участие в мирном урегулировании. Они оказывают помощь пострадавшим, дают психологические консультации, открывают образовательные программы для беженцев и разрабатывают политические стратегии снижения насилия. О роли вузов в консолидации общества размышляют Иван Пачеко и Энн Тернер Джонсон в новом журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Журнал «Международное высшее образование» – это ежеквартальное издание русскоязычной версии бюллетеня «InternationalHigherEducation» Бостонского колледжа, которое впервые вышло в Высшей школе экономики в 2014 году.

Одной из тем зимнего выпуска стали новые возможности высшей школы. К ним относится и миротворчество, которое должно быть встроено в систему работы университетов, расположенных в нестабильных государствах, считают старший преподаватель университета Роуэна в Нью-Джерси Энн Тернер Джонсон и выпускник PhD-программы Бостонского колледжа в сфере высшей школы Иван Пачеко в статье «Высшее образование во времена вооруженных столкновений и в постконфликтный период: Колумбия и Кения».

В смутные времена преподаватели и студенты вузов нередко делают все возможное для разрешения политических конфликтов, отмечают авторы статьи. В итоге представление об университетах кардинально меняется: в список создаваемых ими общественных благ добавляется миротворчество. Эта работа помогает сотрудникам и учащимся вузов заново почувствовать свою общность и помогает консолидации всего общества в целом, подчеркивают эксперты.

Университеты активизировались в трудные времена

И Колумбия, и Кения пережили целые периоды внутренних вооруженных конфликтов. Показательно, что в обеих странах университеты стали участвовать в разрешении конфликтной ситуации на самом ее пике. Они не стали ждать окончания столкновений или временного перемирия, а решительно действовали, отмечают Иван Пачеко и Энн Тернер Джонсон. И это при том, что в Кении, к примеру, часть высших учебных заведений была вынуждена приостановить работу.

Миротворчество университетов в двух странах принимало разные формы, пишут авторы статьи: от благотворительной помощи членам местных сообществ до внесения вклада в социально-экономическое развитие страны. Вузы устраивали семинары по разрешению конфликтов, содействовали снижению безработицы и участвовали в реабилитации бывших солдат. Они также предлагали беженцам программы бакалавриата и магистратуры.

Миротворчество как функция высшей школы должно быть больше чем просто реакция на конфликты, оно должно быть инкорпорировано в систему работы вузов, делают первый вывод Иван Пачеко и Энн Тернер Джонсон. «Предоставление университетам возможности участвовать в процессе мирного урегулирования конфликтов и финансирование связанной с этим деятельности могут способствовать выработке нового дискурса и новых вариантов стратегий, направленных на снижение насилия», – убеждены авторы работы.

Колумбия: из партизан в студенты

Вооруженные столкновения в Колумбии начались полвека назад. Они затронули, в основном, сельские районы. Таким образом, военный конфликт в стране не был тотальным. Это позволило образовательной системе страны выжить и работать.

Колумбийские вузы способствовали, прежде всего, демобилизации бывших участников боевых действий, указывают эксперты. Некоторые государственные вузы страны – например, Окружной университет им. Франсиско Хосе де Кальдаса, Национальный педагогический университет и Университет Валье – зачислили в студенты примерно по 200 бывших партизан. Сейчас большинство государственных вузов, а также ряд частных, выделяют специальные квоты для бывших участников партизанских отрядов, переселенцев и демобилизовавшихся солдат, которые пострадали в боях и имеют награды.

Для тех, кто не может поступить в университет, вузы разрабатывают специальные профессионально-технические программы. Их выпускники впоследствии смогут зарабатывать себе на жизнь.

Многие колумбийские вузы организуют программы помощи нуждающимся, продолжают авторы статьи. Так, университетские клиники дают юридические и психологические консультации. Несколько вузов даже создали проекты по увековечиванию памяти жертв конфликтов – радиопередачи, фонды поддержки и пр. Они стараются привлечь внимание общества к жертвам войн.

Кения: предугадать потенциальные конфликты

В отличие от Колумбии – страны со средним уровнем доходов, Кения считается небогатой страной. Политические конфликты сотрясали ее значительно чаще и сильнее, напоминают эксперты.

С 1963 года, когда Кения обрела независимость от Великобритании, она вступила в полосу политических переворотов, смены режимов президентской диктатуры и крайне напряженных выборов. Относительно недавно, в 2007-2008 годах, в Кении во время избирательной кампании погибло полторы тысячи человек. Как минимум 300 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.

Этот острый политический кризис, разразившийся на фоне президентских выборов, затронул в первую очередь столицу Кении Найроби, регион Восточно-Африканской рифтовой долины, а также западные и прибрежные области. Смутное время заставило многие государственные службы временно прекратить работу. Это коснулось и университетов.

Впрочем, эта ситуация отнюдь не означала, что вузы будут бездействовать, подчеркивают Иван Пачеко и Энн Тернер Джонсон.

Именно в Найроби – эпицентре столкновений – университеты проявили себя как активные миротворцы. Два главных государственных вуза страны – Университет Кеньятта и Университет Найроби – стали участвовать в мирном урегулировании, не дожидаясь временного затишья конфликта. Оба вуза пытались снизить возникшее напряжение, организуя семинары по разрешению сложных ситуаций и оказывая помощь пострадавшим прямо в стенах учебных заведений. Так, в Университете Кеньятта появился центр, предоставлявший студентам и преподавателям одежду и еду.

Руководство Университета Найроби, стараясь остановить кампанию по распространению дезинформации и предотвратить насилие в вузе, организовало психологические консультации с участием лидеров студенческих организаций, продолжают авторы статьи.

Более того, университеты старались сгладить все потенциально опасные ситуации, которые могли бы «подогреть» конфликт. Так, например, для студентов были введены отсрочки по оплате обучения.

В итоге, вспоминая этот период, сотрудники обоих вузов признавали, что их представления о роли университетов в обществе существенно изменились. Они стали в большей степени ощущать свою общность, принадлежность к чему-то единому.

Однако усилия университетов по консолидации общества фактически распространились далеко за их пределы, подчеркивают авторы работы. Можно говорить о том, что университеты в Кении способствовали объединению общества. Университет Кеньятта открыл филиал в лагере для беженцев в Дадаабе (на границе с Сомали), расположенном на северо-востоке страны. Это дало надежду многим жителям этого лагеря, в том числе сомалийцам. Они могут обучаться по программам бакалавриата и магистратуры в таких областях, как государственное управление, финансы и педагогические науки. Тем самым беженцы получают новые профессии и имеют больше шансов благополучно устроить свою жизнь.

«В результате участия в разрешении кенийского конфликта многие вузы переосмыслили свою роль в процессах укрепления мира и развития общества в целом», – заключают Иван Пачеко и Энн Тернер Джонсон. У вузов появилась новая функция, которая позволяет им «собирать земли» – консолидировать нацию.

См. также:

Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 февраля, 2014 г.