Доходы регионов оказались связаны с внутрироссийской конъюнктурой в большей степени, чем доходы федерального бюджета. Доходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 году в номинальном выражении выросли всего на 1,7%. В результате, несмотря на заметное сокращение темпов роста расходов региональных бюджетов, дефицит консолидированных бюджетов регионов, по сравнению с 2012 году вырос в 2,3 раза – до 1% ВВП.
Диаграмма 1. Доходы и расходы консолидированных региональных бюджетов, в % к ВВП
Источник: Федеральное казначейство.
При невысоких средних показателях роста доходов региональных бюджетов, в 26 регионах, в том числе в Москве, доходы снизились, по сравнению с уровнем 2012 года.
Диаграмма 2. Темпы роста доходов консолидированных региональных бюджетов, в %
Источник: Федеральное казначейство.
Лидером по снижению доходов (72% к уровню 2012 года) стала Тюменская область. У шести регионов снижение доходов превышает или равно 10%. В этот список, помимо Тюменской области, входят Новгородская область, Чеченская республика, Калмыкия, Краснодарский край, Мордовия.
Основными факторами резкого сокращения темпов роста (а в ряде регионов и падения) доходов стало сокращение поступлений от налога на прибыль (на 13%) и трансфертов из федерального бюджета (на 4%).
Разумеется, в различных регионах эти факторы действовали по-разному. На итоговые показатели дефицита региональных бюджетов, помимо сокращения поступлений от налога на прибыль и межбюджетных трансфертов, повлияла динамика доходов других видов, а также расходная политика. По уровню бюджетного дефицита относительно доходов бюджета, «лидерами» являются Чукотский автономный округ (52%), Тюменская область и Краснодарский край (соответственно 26% и 23%). Последние два региона испытали существенное сокращение доходов.
Для количественной оценки влияния различных групп факторов на формирование бюджетного дефицита в регионах, прирост бюджетного дефицита за 2013 год (отнесенный к бюджетным доходам) был разложен на несколько составляющих: прирост (сокращение) поступлений от налога на прибыль, изменение поступлений трансфертов, других налоговых поступлений, а также прироста расходов. Последний был дополнительно разложен на прирост расходов на образование и прирост остальных расходов. Такое разложение целесообразно в связи с тем, что расходы на образование в 2013 году в регионах выросли на 15%, а расходы в целом – всего на 6%.
Таблица 1. Разложение на факторы прироста дефицита региональных бюджетов за 2013 год, в % к доходам (регионы с приростом дефицита более чем на 10 процентных пунктов)
Прирост дефицита к доходам | Прирост поступлений по налогу на прибыль к доходам | Прирост трансферта к доходам | Прирост прочих доходов к доходам | Прирост расходов на образование к доходам | Прирост других расходов к доходам | |
Российская Федерация | -4,4 | -3,2 | -0,8 | 5,6 | -3,7 | -2,4 |
Республика Калмыкия | -33,5 | 0,7 | -0,8 | -17,1 | -7,8 | -8,5 |
Новгородская область | -27 | -6,6 | -21,3 | 4,1 | -3,6 | 0,4 |
Чукотский автономный округ | -24,6 | -13,6 | -3,1 | 25 | -1,3 | -31,5 |
Тюменская область | -21,5 | -31,4 | -10,3 | 1,9 | -2,3 | 20,6 |
Республика Ингушетия | -17,9 | -1 | -2,4 | 2,2 | -4,9 | -11,8 |
Иркутская область | -17 | -9 | 0 | 5,7 | -7,1 | -6,7 |
Республика Коми | -16,9 | -8,9 | -4 | 5 | -7,3 | -1,7 |
Республика Хакасия | -14,8 | -5,5 | -0,2 | 3,5 | -6 | -6,5 |
Ханты-Мансийский автономный округ | -14,4 | -10,7 | -1,5 | 4,9 | -2,9 | -4,1 |
Смоленская область | -12,5 | -2,5 | -9,9 | 6,8 | -4,4 | -2,5 |
Республика Тыва | -12,4 | 0,1 | -3,3 | 0,8 | 3,3 | -13,3 |
Свердловская область | -12,4 | -4,5 | 0 | 5,8 | -5,1 | -8,5 |
Республика Карелия | -11,9 | -10,1 | -2,5 | 4,1 | -2,3 | -1,2 |
Тамбовская область | -11,8 | -1,6 | -2,6 | 7,4 | -3,8 | -11,2 |
Калининградская область | -11,5 | -2,2 | -6,9 | 5,3 | -6,2 | -1,6 |
Московская область | -11 | -1,1 | -4,6 | 5,9 | -6,1 | -5,1 |
Республика Северная Осетия-Алания | -10,9 | -0,1 | 1,3 | 6 | -7,7 | -10,4 |
Новосибирская область | -10,5 | -2,3 | -2,4 | 5,6 | -5,6 | -5,8 |
Оренбургская область | -10,3 | -3,9 | -2,1 | 4,3 | -4,9 | -3,7 |
Примечание: Увеличение расходов выступает как фактор роста бюджетного дефицита, поэтому показатели по расходам в таблице 1 отрицательны.
Источник: расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
В таблице 1 представлены данные для России в целом и для 19 регионов, у которых соотношение роста бюджетного дефицита и доходов превышает 10 процентных пунктов. Как видно из представленных данных, для России в целом сокращение поступлений от налога на прибыль объясняет значительную часть итогового дефицита. Также можно отметить, что прирост расходов на образование, обусловленный необходимостью повышения зарплат в бюджетной сфере, более значим для формирования бюджетного дефицита, чем прирост всех остальных расходов.
Кроме того, видно, что у всех наиболее неблагополучных, с точки зрения наращивания бюджетного дефицита регионов, своя «история болезни». Например, проблемы с доходами в бюджете Калмыкии связаны не с падением налога на прибыль (поступления от этого налога в республике выросли), а с резким падением других налоговых доходов. Кроме того, республика увеличила расходы на 17%, а расходы на образование – на 26%.
В Новгородской области основным фактором резкого увеличения бюджетного дефицита стало сокращение вдвое в 2013 году трансфертов из федерального бюджета.
Тюменская область (без автономных округов) столкнулась с резким падением поступлений от налога на прибыль – почти на 40%. Резкого увеличения дефицита области не удалось избежать даже при сокращении расходов по сравнению с 2012 годом на 13% (расходы на образование, тем не менее, выросли).
Иркутская область также «пала жертвой» сокращения на 27% поступлений от налога на прибыль. Одновременно расходы региона выросли на 14% – существенно выше, чем по России в целом.
Наконец, в не вполне благополучной, с точки зрения прироста бюджетного дефицита, Ингушетии, с доходами все обстояло благополучно – просто резко выросли расходы.
Бюджетный дефицит консолидированных региональных бюджетов в 2013 году вырос до 640 с 279 млрд рублей в 2012 году.
Таблица 2. Структура финансирования бюджетного дефицита консолидированных региональных бюджетов, в %
2012 г. | 2013 г. | |
Государственные бумаги | 13,7 | 12,1 |
Кредиты банков | 58,3 | 44 |
Межбюджетные кредиты | 1,8 | 6,7 |
Приватизация | 14,6 | 19,9 |
Источники внешнего финансирования | 0 | -0,1 |
Изменение остатков на счетах | 7,9 | 16,9 |
Прочие источники финансирования | 0 | 0 |
Источник: Федеральное казначейство.
В таблице 2 представлена структура источников финансирования дефицитов региональных бюджетов. Структурные изменения в 2013 году не очень существенны. Сократилась доля банковского кредитования при увеличении долей кредитов из федерального бюджета и использования остатков на счетах. Тем не менее, чистые поступления от банковских кредитов на финансирование дефицита в 2013 году выросли на 74%, использование остатков на счетах возросло в пять раз.
Долг субъектов федерации в 2013 году вырос более чем на 10%. Отношение госдолга регионов к доходам региональных бюджетов (без учета межбюджетных трансфертов) в 2013 году приблизилось к 30%. По двум регионам (Мордовия и Чукотский автономный округ) это отношение превышает 100%. Еще в 14 регионах данное отношение превышает 70%.
Диаграмма 3. Государственный долг субъектов федерации, в % к доходам
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Таблица 3. Доходы, расходы и бюджетный дефицит консолидированных региональных бюджетов в 2013 и 2014 гг.
2013 г. | 2014 г. | |||
млрд. руб. | % ВВП | млрд. руб. | % ВВП | |
Доходы | 8198 | 12,3 | 8704 | 12,1 |
Расходы | 8838 | 13,3 | 9533 | 13,3 |
Дефицит | -640 | -1 | -829 | -1,2 |
Источник: Минфин РФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Небольшое снижение доходов относительно ВВП в прогнозе Центра развития НИУ ВШЭ (до 12,1%), по сравнению с 2013 годом, соответствует уровню, заложенному в ОНБП на 2014-2016 годы. Отметим, что в 2011-2013 годах, доходы относительно ВВП снижались намного сильнее.
Расходы регионов относительно ВВП, по оценкам экспертов останутся на уровне 2013 года. Их снижение в условиях необходимости выполнения обязательств по повышению зарплат в бюджетной сфере и остальных социальных обязательств будет вести к большей деформации структуры расходов. Уже в 2013 году, под влиянием «новых федеральных мандатов», расходы на инвестиции в регионах и муниципалитетах сократились на 5%. В случае сохранения доли расходов региональных бюджетов в ВВП на уровне 2012 года, дефицит региональных бюджетов в 2014 году вырастет до 1,2 % ВВП.
Существует два варианта ответа на вопрос: как будет финансироваться бюджетный дефицит в 2014 году при ограниченных возможностях банковской системы и дороговизне банковского кредитования. Либо в 2014 году темпы роста расходов региональных бюджетов сократятся даже в сравнении со скромными 6% роста в номинальном выражении в 2013 году, а их экономическая структура еще больше деформируется, либо масштабы поддержки регионов федеральным центром должны увеличиться.
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №64, 8 – 21 февраля 2014