• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мигранты должны приезжать надолго

Миграционное законодательство РФ значительно отстает от потребностей экономического, социального и демографического развития страны. Вместо проводимого ужесточения миграционных законов необходимо стимулировать иммиграцию в Россию профессионалов в различных областях, считает замдиректора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко

От редакции:

С 1 января 2014 года вступил в действие закон, который существенно ужесточил условия пребывания трудовых мигрантов из СНГ на территории России. К примеру, для правонарушителей введен временный запрет на въезд. Помимо этого, иностранца не допустят на территорию РФ, если он был депортирован или пользуется поддельной миграционной картой.

Между тем, российская экономика в ближайшие годы будет испытывать потребность в работниках различного уровня квалификации – и в высококвалифицированных специалистах, и в неквалифицированных рабочих. В этом она мало отличается от многих других стран. Эксперты говорят, что нужно не ужесточать миграционное законодательство, а, наоборот, смягчать его и стремиться привлечь в Россию высококлассных специалистов.

 

Михаил Денисенко:

Экономические преимущества России, наряду с демографическими проблемами, делают ее основным центром притяжения мигрантов из стран СНГ. Только за 2000-е годы иностранцам было выдано более 11 млн разрешений на работу.

Временные трудовые мигранты занимают в основном низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда, заведомо непривлекательные для россиян. С учетом нелегальных трудовых мигрантов, доля иностранных работников на российском рынке труда составляет, как минимум, 7% (в том числе легальных мигрантов – порядка 3%). При этом, по оценке Федеральной миграционной службы, от 3 до 5 млн иностранных граждан трудятся без официального разрешения.

Пример Германии поучителен

В основе политики в отношении трудовых мигрантов лежит закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», действующий с 2003 года. За его основу взяли миграционное законодательство ряда европейских государств, проводивших крайне ограничительную миграционную политику в 1980-1990-х годах. Но в начале 2000-х годов многие страны Евросоюза модернизировали миграционное законодательство – с учетом меняющейся демографической ситуации и растущей потребности в работниках во всех секторах экономики.

Если попробовать сравнить российскую миграционную политику с немецкой, то окажется, что в 2007 году Россия по привлекательности законов для трудовых мигрантов, благодаря значительной миграционной квоте, опережала Германию. Теперь же она от нее довольно сильно отстает. С 1 июля 2013 года власти Германии существенно упростили процедуру трудоустройства иностранных специалистов, проживающих за пределами Евросоюза. Например, потенциальные работники, не выезжая из дома, могут подтвердить свой диплом на соответствие немецким стандартам по почте или через интернет. Новые миграционные правила позволяют получить работу в Германии не только работникам с высшим образованием и самой высокой квалификации, но и квалифицированным работникам с профессиональным образованием (например, механикам, техникам, медицинским сестрам).

Для поиска работы следует обратиться на портал Союза немецких инженеров, где размещается информация по имеющимся и открытым для иностранцев вакансиям. Если соискателю удалось найти подходящую работу, то он может вступить в контакт с потенциальным работодателем и получить от него предложение по трудовому соглашению. Оно дает право на получение рабочей визы без дополнительных обременительных и продолжительных процедур, включая тест занятости. Тем не менее, в Германии по-прежнему сохраняется запрет найма работников низкой квалификации.

Введение виз сделает миграцию дороже

Между тем, российское миграционное законодательство не отвечает ни интересам работодателей, ни интересам общества в целом. Несмотря на утвержденную президентом РФ Владимиром Путиным Концепцию государственной миграционной политики, законодательство по-прежнему ориентировано на привлечение и использование временных иностранных работников с непродолжительными – до одного года – сроками трудовых контрактов.

Поскольку подавляющая часть иностранных граждан относится к категории «временно пребывающих» на территории РФ, программы адаптации и интеграции у нас практически отсутствуют. Несовершенство регулирования миграционной сферы проявляется, в том числе, в большом количестве незаконных мигрантов и, как следствие, в их социальной изоляции от нашего общества.

Трудовая миграция все чаще ассоциируется у граждан с масштабной нелегальной миграцией. Общественное мнение о миграции в целом формируется через призму отношения к «гастарбайтерам», которые часто из-за недостатка объективной информации связываются с преступностью, вытеснением россиян с рабочих мест, инфекционными болезнями и низким уровнем бытовой культуры.

При этом многие граждане считают «решением проблемы» скорейшее введение визового режима со странами Средней Азии. Однако единственным последствием введения визового режима будет «удорожание» миграции. В условиях существующего спроса на труд в России, и бедности в Центральной Азии, потенциал трудовой миграции все равно останется высоким. Можно провести аналогию США и Мексики, где визовый режим не останавливает огромного потока, в том числе, нелегальных мигрантов.

Зарубежный опыт показывает, что «удорожание» миграции приводит к тому, что из-за высоких издержек все больше мигрантов старается остаться в стране приема на более долгий срок всеми правдами и неправдами.

Квоты не спасают

В самом конце 2012 года был принят закон, вернувший отмененное в 2007 году право иностранцам, имеющим разрешение на временное проживание, работать в РФ без получения разрешения на работу. Этот шаг был логичным, поскольку разрешение на проживание предшествует получению вида на жительство и российского гражданства, и фактически предполагает переезд на постоянное место жительства. В остальном схемы привлечения иностранной рабочей силы в РФ за последние два года не менялись.

Так, граждане стран с визовым порядком въезда получают въездную визу на основе приглашения работодателя и связаны с ним контрактом. Граждане государств с безвизовым порядком въезда обращаются в миграционную службу за разрешением на работу – либо лично, либо через организацию-посредника. Срок оформления разрешения на работу – 10 рабочих дней, оно может быть выдано сразу на год при наличии контракта с работодателем. Если у иностранца нет предложения на работу, то разрешение выдается только на три месяца с правом продления.

Сегодня в России действует три основных вида разрешительных документов.

  1. обычные разрешения на работу:
  • выдаваемые по ежегодно устанавливаемой квоте, которая в 2010-2012 годах составляла 1,7 млн разрешений;
  • разрешения, выдаваемые без квоты «квалифицированным специалистам» в соответствии со списком профессий, который ежегодно утверждается Минтруда;
  1. Второй вид разрешений на работу выдается «высококвалифицированным специалистам».
  2. «патенты» (лицензии) для работы в частных домашних хозяйствах, их выдают гражданам стран с безвизовым въездом. При этом для работников из стран, входящих в Таможенный союз, вообще не требуется разрешительных документов.

Регулирование трудовой миграции основано на системе ежегодных «квот», которая действует с 2007 года. Однако у этой системы довольно много недостатков.

Во-первых, в заявочной кампании могут принимать участие преимущественно работодатели – представители крупного и, в меньшей мере, среднего бизнеса. Данные опросов общественной организации «Опора России» показывают, что для 70% предприятий малого бизнеса процедура оформления иностранного работника слишком трудна. А 40% предпринимателей за восемь месяцев до начала календарного года не знают своих потребностей в работниках на следующий год, как того требует нынешний механизм квотирования.

Во-вторых, заявочная кампания сильно бюрократизирована и создает много возможностей для лоббирования и коррупции. Более того, ранее в ней могли принимать участие компании-посредники, которые, «застолбив» за собой некое количество привлекаемой рабочей силы, могли «переуступить» ее реальным работодателям. Подобная практика действует и сегодня. При этом существует привязка иностранного работника к работодателю (отмененная в 2007 году и опять введенная в 2009 году), которая выводит мигрантский труд из сферы конкуренции. Все это создает ситуацию, когда «неформальные отношения» являются экономически более эффективными.

Получается, что система квотирования, несмотря на все декларации, не выполняет функции защиты национального рынка труда, поскольку прекрасно уживается с нелегальной занятостью. Численность таких нелегалов превосходит численность работников, привлекаемых в рамках квотирования. Более того, любая попытка сокращения квот приводит к росту сегмента нелегальной занятости.

Русский язык как препятствие

В последнее время произошел ряд изменений в регулировании миграционного потока.

С 2014 года срок временного пребывания в РФ для иностранцев, которым не требуется виза, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Это ограничит распространенную практику, когда иностранные работники, формально выезжая из РФ на несколько дней, возвращались и продолжали работать нелегально, не оформляя разрешение на работу.

Теперь при обращении за разрешением на работу в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, иностранный гражданин должен представить документ о владении русским языком на базовом уровне. Получение ИНН и полиса добровольного медицинского страхования – также теперь обязательная процедура.

Иностранным гражданам будет запрещено въезжать в страну на срок от 3 до 10 лет, если они неоднократно привлекались к административной ответственности. Этот порядок уже действовал в 2013 году, и к началу 2014 года привел к запрету на въезд для 500 тысяч мигрантов. Довольно серьезно осложняет жизнь мигрантам и работодателям новый закон «о резиновых квартирах».

Основная же проблема заключается в том, что принятые в последнее время законы, усиливая контроль за мигрантами и ограничивая их возможности обустройства, ничего не предлагают взамен. И это при растущем спросе на их труд.

Миграция с видом на жительство

На мой взгляд, одним из главных изменений в миграционной политике РФ должно стать смещении акцентов на долгосрочную и постоянную иммиграцию высококвалифицированных специалистов, работников востребованных профессий, инвесторов, предпринимателей, студентов. Изменения в государственной миграционной политике потребуют выстроить систему правовых статусов иностранцев с акцентом на статус резидента (вид на жительство). Также нужно ввести специальный правовой статус для долгосрочных временных мигрантов, предоставляемый без учета квот. Это приведет к урегулированию статуса тех иностранцев, которые уже длительное время проживают и трудятся на территории РФ.

Чтобы адекватно определить потребности экономики в иностранной рабсиле, необходимо подробно изучить состояние рынка труда и определить перспективы его развития. Удовлетворять текущие потребности рынка труда надо оперативно, а не в рамках «заявочной кампании». В идеале следует предоставить работодателям право нанимать иностранных работников на те вакансии, которые не заинтересовали россиян в течение определенного срока, например, двух месяцев.

Стоило бы также увеличить сроки возможных трудовых контрактов: для высококвалифицированных сотрудников – до пяти лет, для квалифицированных работников с профессиональным образованием – до четырех лет, для работников других категорий – до двух лет. Сейчас период трудовой деятельности иностранца в РФ ограничивается одним годом. И только немногим высококвалифицированным специалистам разрешение на работу выдается на три года.

Для привлечения квалифицированных работников с профессиональным образованием следует использовать перечни дефицитных профессий, разрабатываемые на основе анализа рынка вакансий, уровня безработицы и зарплаты, прогнозов развития рынка труда и системы образования, а также опросов работодателей.

Для особо востребованных профессий (социальные работники, профессиональные медсестры, отдельные инженерно-технические специальности и т.д.), следует выстраивать специальные профессиональные программы повышения квалификации, гарантировать таким работникам быстрое трудоустройство и получения вида на жительство.

Чтобы привлечь работников с профессиональным образованием, но не попавших в категории «высококвалифицированных специалистов» или «квалифицированных работников», надо дать возможность трудоустроиться по приглашению заинтересованных в их труде работодателей.

Для предупреждения нелегальной миграции необходимо развивать систему получения иностранцами разрешений на работу или приобретения патентов за пределами России. С этой целью необходимо расширять возможности трудоустройства посредством интернет-технологий.

Такой «оргнабор» работников невысокой квалификации можно выстраивать на основе действующей системы квотирования. Кроме того, он предполагает тесное взаимодействие между Минтруда и странами-поставщиками трудовых мигрантов. Получение разрешения на работу должно сопровождаться выдачей разрешения на проживание и предоставлением социальных гарантий, уровень которых соответствует сроку пребывания в стране.

И, конечно, нуждается в совершенствовании действующая система патентов, которая вполне сможет решить проблему регулирования сезонной трудовой миграции, а также привлечь иностранных работников на предприятия малого бизнеса.

 

Автор текста: Денисенко Михаил Борисович, 26 февраля, 2014 г.