• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мобильный» интернет используют любители инноваций

В России растет число людей, пользующихся «мобильным» интернетом. Пользователи «мобильного» интернета более открыты инновациям и восприятию новой информации, свидетельствуют результаты ежегодного Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ

Рост обеспечивают старшие

По уровню проникновения интернета Россия пока отстает от большинства европейских стран. Тем не менее, сегодня большая часть россиян (71%) в возрасте от 16 до 74 лет имеют опыт использования интернета, а каждый второй обращается к возможностям «всемирной паутины» практически ежедневно. Об этом свидетельствуют результаты анализа практики использования россиянами «мобильного» интернета, проведенного НИУ ВШЭ в конце 2013 года. Это исследование является составляющей Мониторинга инновационного поведения населения.

Прирост российской аудитории интернета в 2013 году по сравнению с предыдущим годом произошел в основном за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста, показали исследования. Например, среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет доля трехмесячной аудитории выросла с 45% до 53%. В группе 55-64 лет доля пользователей достигла более чем трети, увеличившись на 10 процентных пунктов (п.п). И еще на 5 п.п. выросла доля аудитории среди самой старшей исследуемой группы 65-74 лет.

Среди молодых людей в возрасте 16-24 и от 25-44 лет доли трехмесячной аудитории интернета остались на прежнем уровне (95% и 81% соответственно). Фактически интернет в России сегодня осваивается «поздним большинством» и так называемыми «отстающими» (термины Э. Роджерса), говорится в материалах исследования. В интернете люди общаются, зарабатывают деньги, делают покупки. Причем 6% россиян занимались шопингом в иностранных интернет-магазинах. 

Диаграмма 1. Использование Интернета в европейских странах и в России, 2013 г. (в % от численности опрошенных 16-74 лет)

Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Между онлайном и офлайном

Особое внимание в ходе мониторинга было уделено практикам использования «мобильного» интернета. Половина опрошенных россиян за последние три месяца выходила в глобальную сеть с помощью мобильных телефонов (35%) или ноутбуков/нетбуков (29%). Еще 10% пользовались интернетом на планшете и 3% – на других портативных устройствах. «Для большинства пользователей России интернет стал не просто частью их повседневной жизни. Отсутствие пространственной прикрепленности точек доступа за счет мобильных устройств позволяет стереть границу между онлайном и оффлайном. В результате оба информационных пространства переплетаются гораздо сильнее, чем в условиях отсутствия мобильности», – говорится в материалах Мониторинга.

Авторы исследования задались вопросом, является ли мобильный интернет индикатором каких-то значимых различий в социальных установках его пользователей. Для этого суточная аудитория интернета была условно разделена на две группы: пользователи интернета с мобильных устройств и обычные пользователи. Исследователи сравнили их цели выхода в сеть за последние три месяца и выявили значимые различия. «Мобильные» пользователи чаще выходят в интернет для коммуникации, развлечения и размещения различной информации, чему способствует обилие соответствующих мобильных приложений. Для чтения новостей, газет, журналов и поиска информации о товарах и услугах интернет используют примерно 40% пользователей в обеих группах респондентов.

Диаграмма 2. Цели использования Интернета (за последние 3 месяца) среди разных типов аудитории (в % от суточной аудитории Интернета)

Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Переход к «мобильному» интернету служит индикатором принципиального изменения восприятия окружающего пространства, при котором интернет превращается из внешнего пространства в пространство личное, легко настраиваемое под потребности пользователя, делают вывод авторы Мониторинга.

Интернет для креативных

Пользователи мобильного интернета отличаются склонностью к инновационному поведению. Выявить это помогли результаты опроса на предмет отношения интернет-пользователей кразличного рода новшествам.

Среди пользователей мобильного интернета оказалось максимальное количество тех, кто на специальной опросной шкале от 1 до 10, выбрали наибольшие для себя значения, свидетельствующие о склонности к переменам, экспериментальной деятельности, нововведениям в работе и в повседневной жизни.

Аналогичная тенденция наблюдалась и в отношении опрошенных к техническим новинкам. «Таким образом, использование “мобильного” интернета может служить индикатором открытости инновациям среди населения. Можно предположить, что пользователи “мобильного” интернета представляют собой группу населения, обладающую наиболее активным потенциалом к вовлечению в различные инновационные практики», – указывают авторы исследования.

Таблица 1. Отношение к новшествам (в % от численности опрошенных 16-74 лет)

 Все опрошенныеПользователи мобильного интернета*Остальные пользователи интернета*Не-пользователи интернета
«Любители новшеств»2441267
Следят за тем, какие технические новинки появляются на рынке27452610

* Группы среди регулярных пользователей Интернета.
Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Открытость новому стимулирует пользователей «мобильного» интернета к наращиванию человеческого капитала. Об этом свидетельствует их большая погруженность в различные образовательные практики по сравнению с остальной частью интернет-аудитории. В результате эта часть населения наиболее активно реализует принципы непрерывного образования, говорится в докладе.

Использование «мобильного» интернета фактически является одним из индикаторов инновационного поведения населения, делают вывод авторы исследования. «Мобильный» интернет сегодня опосредует и обусловливает ряд инновационных потребительских практик, отметили они.

Авторы Мониторинга прокомментировали полученные результаты.

Заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Мониторинг инновационного поведения населения» Константин Фурсов:

По числу регулярных пользователей глобальной сети Россия пока отстает от большинства стран ОЭСР. Тем не менее за 2011-2012 годы число абонентов мобильного широкополосного доступа к интернету увеличилось примерно с 48% до 64%. По состоянию на 2012 год этот показатель сопоставим со средним значением по ОЭСР. Если говорить об отдельных государствах, то по уровню распространения мобильного интернета Россия сравнима с Великобританией, Ирландией, Польшей, Нидерландами и Швейцарией. Лидерами в этом списке являются представители Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), Восточной Азии (Южная Корея и Япония), а также США.

Одна из наиболее распространенных целей использования «глобальной сети» среди пользователей «мобильного» Интернета – общение. Сегодня ведется много дискуссий вокруг замещения реального общения виртуальным. Однако следует понимать, что онлайн общение – это, прежде всего, новая форма коммуникации, которая в определенном смысле делает людей ближе, позволяет связаться с дальними родственниками и знакомыми. Пока формы интернет-общения не замыкают людей в онлайн пространстве. С другой стороны, формируется альтернативная социальная реальность со своими правилами и возможностями. В конечном счете, интеграция этих пространств зависит от выбора пользователей.

Научный сотрудник отдела исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валентина Полякова:

Основными факторами роста интернет-аудитории сегодня являются доступность инфраструктуры и стоимость доступа к ресурсам сети, а также расширение возможностей ее использования и спектра предоставляемых услуг. Не последнюю роль играет простота использования Интернета и готовность населения осваивать навыки работы в нем. Очевидно, что пользователи Интернета более активны во всех сферах жизни. Они более плотно интегрированы в потоки информации, используют возможности сети не только для чтения новостей и общения, но и для образования, покупок, взаимодействия с государственными органами. В целом они более открыты миру и новым веяниям и могут выступать в качестве тренд-сеттеров, задавая новые модели поведения и потребления.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 20 февраля, 2014 г.