• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптовики компенсируют снижение спроса ростом цен

Оптовики, вслед за предприятиями розничной торговли, ощутили на себе снижение потребительского спроса. Существенное сокращение спроса на реализуемую продукцию в конце 2013 года повлекло за собой снижение товарооборота и прибыли. Мониторинг делового климата в оптовой торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Сектор оптовой торговли завершил 2013 год в рамках четко обозначенного стагнирующего тренда. Впервые за посткризисный период, в самый «горячий сезон» продаж, в IV квартале 2013 года, предприятия оптовой торговли показали снижение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности снизился на 1% и составил +5%, «оказавшись в диапазоне одних из самых низких значений посткризисного периода».

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию. Это повлекло за собой соответствующее снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота и прибыли.

Так, доля предпринимателей, свидетельствовавших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, в IV квартале 2013 года составила 60%. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики на основе данных Росстата.

Главный фактор, усугубляющий проблему – высокий уровень налогов. Его негативное влияние усилилось: в начале года этот факт фиксировали 54% руководителей, а по итогам – уже 58%, отмечается в мониторинге.

Таким образом, констатируют экономисты ИСИЭЗ, «оптовая торговля уверенно вошла в разряд секторов, охваченных действием болезненного «потребительского вируса».

От неплатежеспособности покупателей в анализируемом периоде пострадали даже оптовые фирмы, реализующие социально-значимые товары, такие как автомобильные детали, пищевые продукты, бытовые электротовары, мебель, напольные покрытия, что не характерно для конца года.

Снижение деловой активности в отрасли повлекло за собой и сокращение прибыли и занятости. Так, около четверти руководителей организаций продолжали увольнения сотрудников. «Однако, несмотря на фиксируемые отрицательные темпы данного показателя, не следует расценивать данный факт однозначно. Следует обратить внимание, что, как в анализируемом периоде, так и кварталами ранее, наряду с отмечаемой тенденцией, доля организаций, в которых наблюдалось увеличение персонала, была практически тождественна (23% респондентов). В результате отраслевой характер кадрового изменения отличился вялотекущими коррективами численности, продиктованными особенностями складывающейся конъюнктуры», – подчеркивается в мониторинге.

Чтобы компенсировать снижение прибыли, оптовики прибегли к простому инструменту: подняли цены на реализуемые товары. В результате, по итогам года инфляционный фон цен реализации достиг своего годового максимума: балансовое значение показателя увеличилось до +56%, – отмечают эксперты ЦКИ.

Рисунок. Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли

 

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

2013 год для оптовиков оказался, пожалуй, одним из самых трудных за последние несколько лет посткризисного развития. Очевидно, что наблюдаемая динамика главных отраслеобразующих показателей оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что руководители организаций на протяжении всего года отчаянно пытались приспособиться к окружающему макроокружению, им не только не удалось реализовать заявленные в 2012 году планы, но и сохранить достигнутые результаты. В целом, полученные итоги деятельности оптовой торговли, являющейся неотъемлемой составляющей российской экономики, вполне логичны.

Оценивая возможные перспективы развития данного сегмента в экономическом пространстве 2014 года, прежде всего, следует учитывать массу негативных явлений и, как следствие, образования различных конъюнктурных осложнений, препятствующих скорому восстановлению. Это особенно важно в свете произошедшего замедления темпов роста экономики в 2013 году.

Первые месяцы 2014 года сектор будет характеризоваться традиционным сезонным ослаблением деловой активности большинства участников торговых отношений, что подтверждается и пессимистичными ожиданиями респондентов, каких-либо значимых изменений в состоянии делового климата раньше, чем по итогам II квартала 2014 года, ожидать не следует.

Однако необходимо выделить как минимум две ключевые парадигмы, в рамках которых сектор ждет тот или иной расклад. Первая касается развития ситуации на потребительском и, как следствие, розничном рынке. Вторая касается основных количественных и качественных показателей экономики, задающих траекторию движения в целом.

По всей видимости, основной акцент предпринимателей в 2014 года будет сосредоточен на многоаспектных компенсационных мерах, содействующих восстановлению утраченных позиций.

 

17 февраля, 2014 г.