• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновациям нужна господдержка

Государство должно стимулировать развитие инноваций. Об истории развития инноваций в России и роли государства в этом процессе рассказала директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Татьяна Кузнецова в главе сборника «The Role of the State: BRICS National Systems of Innovation» (Роль государства. Инновационные системы БРИКС), вышедшего в издательстве Routledge.

Исторически СССР был одним из наиболее развитых, с точки зрения науки и технологического прогресса, государств. Это достигалось, в первую очередь, за счет огромных усилий власти и прямого бюджетного обеспечения, пояснила Татьяна Кузнецова. В советский период (1980-е годы) валовые затраты на исследования и разработки составляли около 4% ВВП. К 1990 году эта цифра упала до 2% (и в последнее десятилетие сохраняется на уровне 1-1,2%). Число занятых в науке достигало 4 млн человек, и из них около одного миллиона составляли исследователи. Из каждых 10 тысяч человек населения 200 были заняты в сфере исследований и разработок. По этому показателю СССР был одной из ведущих стран мира.

С распадом Советского Союза научно-технологическая система стала деградировать. В 1990-1995 годы уровень государственных расходов на развитие науки упал в четыре раза, число занятых в отрасли сократилось в два раза. Отдельное время потребовалось для перехода от государственного заказа в науке к так называемой «национальной инновационной системе» – совокупности институтов, необходимых для эффективного создания и внедрения научных разработок в конкурентных экономических условиях.

Бизнес вне инновационного процесса

Несмотря на принятие отдельных законов, программ, нацеленных на развитие инновационного сектора, рыночные реформы в меньшей степени затронули эту сферу. Поэтому условия для реализации научного потенциала страны все еще находятся в процессе становления. Так, в 2000-е годы только 3,3% организаций в экономике относились к государственному сектору, в то время как в сфере науки и технологий этот показатель составлял более 70%. Доминирующая роль государства здесь является особенностью, как в советской, так и в современной России. Даже в негосударственных научных организациях применяются специфические вертикальные схемы управления, а органы государственной власти и государственные предприятия остаются ведущим заказчиком научно-технических результатов.

Российский бизнес пока не является активным участником инновационного процесса. Только 9,4% компаний участвуют в разработках, около 33,2% промышленных предприятий ведут совместные инновационные технологические проекты, а 37% – приобретают готовые технологии.

В таких условиях государство неизбежно сталкивается с необходимостью стимулирования инновационного процесса. Поддержка может осуществляться через ряд взаимосвязанных каналов:

  • передача технологий (прямая поддержка, косвенное стимулирование, развитие института прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры и пр.);
  • создание благоприятной рыночной среды, а также прямое финансирование (софинансирование);
  • развитие государственно-частного партнерства;
  • улучшение инвестиционного климата (через законодательные меры, поддержку конкуренции);
  • повышение уровня профессионального образования, в том числе в сфере управления инновациями;
  • создание условий для долгосрочного технологического развития.

Проблемы экономики мешают развитию инноваций

При сопоставлении показателей сферы науки, технологий и инноваций 1995 и 2009 годов, можно видеть, что в отрасли по-прежнему сильны негативные тенденции. Так, число научных организаций сократилось в 11 раз, численность занятых в сфере науки и технологий – в 1,4 раз. В то же время, число зарегистрированных патентов увеличилось в 1,7 раз, расходы на технологические инновации – в 7,6 раз.

Практика показала, что попытки государства воздействовать на инновационный процесс не всегда имели позитивные результаты. Несмотря на масштабные и продолжительные реформы, значительная часть научных институтов так и осталась вне рыночных процессов, не произошло взрывного роста наукоемких производств и связанной с ними доли ВВП. Это во многом связано с тем, что инновационная сфера напрямую зависит от состояния экономики в целом: ее долгосрочной стабильности, уровня развития гражданского общества, эффективности нормативно-правовых механизмов и пр.

По мнению Татьяны Кузнецовой, адекватная политика в сфере инноваций в России должна быть, в первую очередь, ориентирована:

  • на борьбу с негативными тенденциями и барьерами для создания, передачи и эффективного внедрения инновационных технологий;
  • на обеспечение технологического обновления не только в наукоемких, но и в основных отраслях экономики страны (прежде всего – добывающей промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и пр.);
  • на развитие новых моделей взаимодействия основных субъектов инновационного процесса – научных организаций и предприятий реального сектора экономики, формирование эффективной научной и инновационной инфраструктуры и обновление законодательства.

Существующая инновационная система требует масштабной реорганизации, для того чтобы процесс создания инноваций стал непрерывным, не зависящим от политической конъюнктуры и колебаний рынка. Только планомерное выстраивание институтов и системные законодательные изменения могут привести к долгосрочным результатам. Они также существенно повысят эффективность государственных мер продержки и стимулирования инновационной деятельности компаний.

Внедрение зарубежного опыта управления инновационным процессом, например, тех же партнеров по БРИКС, может способствовать не только развитию международной кооперации в сфере технологий, но и более прозрачному и понятному механизму поддержки инновационных компаний и исследователей в России. Как показывает опыт этих стран, государство обладает значительным спектром средств и возможностей, достаточным для радикальной модернизации и устойчивого развития национальной инновационной системы.

 

14 февраля, 2014 г.