• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Капитализм порождает одиноких индивидуалистов

Люди в странах, которые пережили переход от коммунизма к капитализму, оказались в состоянии внутреннего конфликта. Новая капиталистическая экономика породила индивидуалистов, разрывающихся в ценностных приоритетах между семьей и работой, близкими отношениями и саморазвитием, деньгами и моралью. Об этом книга старшего научного сотрудника Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ), доцента факультета социологии НИУ ВШЭ Кристофера Сводера «Личность при капитализме. Межличностное общение и экономические изменения в постсоветских странах»

Ориентация на Москву

Причину появления эгоизма и асоциального поведения в странах с недавно сформировавшейся рыночной экономикой большинство исследователей видят в коммунистическом прошлом. На этапе экономического и политического перехода люди теряют нравственные ориентиры и то, что еще недавно казалось аморальным, может вполне сойти за норму. Это явление ученые называют аномией. Кристофер Сводер, исследующий, в том числе, процессы аномии, отошел от стереотипных подходов и взглянул на проблему ценностной трансформации в новом ракурсе – не с точки зрения влияния коммунистического прошлого, а последствий капиталистического настоящего.

Идея книги, выпущенной в свет издательством Routledge, начала вырисовываться давно, рассказал Сводер. Еще в студенчестве в 1990-е годы, автора заинтересовал, например, такой факт, что русские ценят дружбу и близкие отношения выше, чем американцы. «Потом я заметил две вещи. Первая – стремительный рост преступности в постсоциалистических обществах в 1990-е годы. Вторая – рост уровня эгоизма среди россиян, о чем свидетельствовали исследования», – пояснил Сводер.

В течение многих лет исследователь собирал материалы для своей книги. Исследовательской базой послужили материалы Всемирного исследования ценностей (WVS), а также результаты опросов в трех странах – в России, Китае и Восточной Германии. Опросы непосредственно проводились в Москве, Шанхае и Лейпциге. В каждом городе работала команда исследователей.

Но у Сводера есть и личный опыт погружения в исследуемую среду. В России он провел в целом около четырех с половиной лет, в Германии – около года и в Китае – девять месяцев. «Личные наблюдения позволили мне понять общества в этих странах, сравнить их друг с другом и с другими странами», – говорит Сводер.

Автор объясняет, почему именно Москва стала центром его исследований в России. Еще 15 лет назад этот город стоял одной ногой в коммунистическом прошлом, пишет Сводер. Но сегодня здесь самые шикарные рестораны и клубы в России. Сюда стремятся рабочие-мигранты из Центральной Азии, и в этом городе проживает большинство самых богатых людей страны. По мнению автора, именно в Москве – городе, который находится на острие русского культурного и экономического развития можно увидеть самые актуальные тенденции ценностных трансформаций россиян.

Несмотря на то, что книга основана на научных исследованиях, легкий и оригинальный авторский стиль изложения материала делает ее доступной и интересной для любого читателя. Уже сами названия глав книги звучат многообещающе: «Становление Гомо Экономикуса»; «Стена в голове»: механизмы десоциализации»; «Индивидуализм, амбиции и работа», «Стань сначала богатым!»: материализм и консьюмеризм; «Семейные отношения и дружба»; «Мораль, религия и политка».

Выводы, сделанные Сводером, неутешительны – люди в современных капиталистических обществах вынуждены постоянно находиться в состоянии внутреннего конфликта. Этому способствует рыночная экономика, которая отрывает людей от семьи и друзей, и превращает в индивидуалистов, зацикленных на потребительской гонке, карьере, положении в обществе. Автор не оспаривает пользу и прогресс, который несет собой развитие индивидуализма в современных обществах. Но, например, такие позитивные явления, как саморазвитие и самовыражение, которые порождает индивидуализм, также способствуют давлению на отдельно взятую личность.

Выжить между семьей и работой и завести полезные связи

Личный успех в условиях рыночной экономики труднодостижим, если человек не имеет определенного набора новых современных ценностей. Эти ценности, как поясняет Сводер, связаны с выгодой, амбициями, сфокусированностью на саморазвитии, самовыражении, карьере, упорном труде, создании собственного имиджа, превращении времени в деньги и использовании других для достижения собственных целей. Эти новые ценности помогают людям быть успешными в делах и бизнесе, но они и становятся вызовом, потому что образуют зону напряжения. В этой зоне традиционные ценности – близкие дружеские и семейные отношения – входят в конфликт с новыми ценностями.

«Очевидно, что люди становятся менее ориентированными на семью», – говорит Сводер. И дело даже не в отложенных сроках создания семьи и рождения детей. Люди, уже имеющие семьи, склонны к тенденции уделять больше времени и внимания карьере и работе, чем семье. Это доказывают результаты опросов, проведенных в Москве, Шанхае и Лейпциге. В качестве респондентов автор выбрал бизнесменов и их отцов, чтобы выявить разницу в ценностных ориентирах старшего и младшего поколения. Опросы показали, что бизнесмены сконцентрированы, в первую очередь, на своей работе и самореализации в ней, в то время как их отцы видят в работе, в первую очередь, средство для обеспечения семьи.

Что касается дружеских отношений, исследования показывают, что среди индивидуалистов они имеют ценностный приоритет над семейными. Но, как замечает Сводер, дружеские отношения в условиях рыночной экономики часто превращаются в полезные связи. Этот вопрос автор затронул, в том числе, в своем исследовании, посвященном проблеме одиночества жителей мегаполисов.

Мораль должна быть гибкой

Рост эгоизма в современном капиталистическом обществе – один из аспектов, который освещает Сводер в своей книге. Но главный посыл автора не в известном изречении «О времена! О нравы!», несмотря на то, что эпиграф к книге из «К генеалогии морали» Ницше настраивает на определенный смысл: «… Но довольно! довольно! Я не выношу больше этого. Скверный воздух! Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью …»

В зоне напряжения в эпоху новых рыночных отношений конфликтуют не только семья, близкие отношения и работа, но и мораль с деньгами. Вопросы нравственности и стремления к богатству – вечные для человечества. В своей книге Сводер рассказывает, как этот вопрос решается в современном капиталистическом обществе. Стремление к успеху заставляет людей менять строгие нравственные идеи на более гибкие. «Моральная гибкость» – таким термином оперирует автор, описывая современные процессы психологической и социальной адаптации людей к рыночной экономике. «Чтобы быть успешными, многим людям приходится отказываться от своих прошлых моральных ценностей. Когда человек эксплуатирует или использует в своих целях других, он вынужден меньше думать о таком понятии, как, например, честность», – говорит Сводер.

Саморазвитие – новая религия капитализма

Нельзя сказать, что традиционные ценности – это на сто процентов хорошо, а новые несут в себе только плохое, замечает Сводер.

Одна из отличительных черт развития индивидуализма в капиталистических обществах связана с ценностями самовыражения и саморазвития. Но реальность такова, что чем больше в обществе пропагандируются и распространяются эти полезные ценности, тем сильнее давление в зоне ценностного конфликта. Темп жизни стремительно ускоряется, потребности человека, в том числе, связанные с самореализацией растут, но у человека, даже, если он превращается из Homo Sapiens в Homo Economicus, по-прежнему две руки, а в сутках 24 часа.

«Сложно одновременно совмещать саморазвитие и самореализацию с семейными обязанностями. И так как работа поощряет, в первую очередь, саморазвитие, а не близкие семейные отношения, культурный сдвиг работает в сторону ценностей самовыражения», – поясняет Кристофер Сводер.

Женский вопрос в XXI веке

Все респонденты из сферы бизнеса, опрошенные в рамках исследований Сводера – мужчины. Автор объясняет это тем, что женщины менее подвержены ценностным трансформациям и менее склонны отказываться от традиционных ценностей. Тем не менее, в данных WVS, которые анализировались в рамках исследования, ответы женщин и мужчин представлены в равных пропорциях. И если мужчины более склонны принимать новые ценности, это не означает, что женщин вопрос ценностного конфликта не касается. Наоборот, женщины в эпоху нового капитализма по естественным причинам оказались под еще большим прессингом, чем мужчины.

С одной стороны, современная экономика поощряет активную позицию женщин в карьере и бизнесе и стремление к самовыражению, с другой, прочные социальные связи и близкие отношения всегда играли и продолжают играть для женщин большую роль, чем для мужчин. А если добавить сюда, например, особенности российской культуры, в которой женщина традиционно несет на себе большую часть бытовой семейной нагрузки, то вырисовывается далеко нерадостная картина ценностного конфликта современной женщины.

В период ценностного сдвига, как отмечает Сводер, мужчины идут по пути наименьшего сопротивления. «Мужчинам проще избавиться от давления, уделяя меньше внимания и времени отношениям. Женщине пойти на такую жертву сложнее», – говорит автор. Почти все исследования показывают, что женщины, несмотря на успешно проявляемую активную позицию в социальной жизни, остаются более семейно-ориентированными, менее склонными к конкуренции и более сострадательными. «В результате женщины переживают большой внутренний конфликт, и они меньше способны адаптироваться к эгоцентричной капиталистической работе, чем мужчины», – говорит Сводер.

Скользкий восточный путь и риски цивилизации

Исследования, проведенные Сводером, подтверждают, что посткоммунистические общества в плане ценностных трансформаций идут тем же путем, что и Запад. А культура капитализма порождает напряжение между старыми и новыми ценностями, как, например, в США, так и в России. Но разница все-таки есть. И она не в пользу посткоммунистических обществ.

Причина в том, что во многих западных странах ученые наблюдают тренд постматериализма. В постматериальном обществе люди меньше обеспокоены потреблением и больше такими вещами, как, например, защита прав или экология. Им более свойственны ценности самовыражения. Россия в этом плане, по данным исследований, движется в противоположную прогрессивному мировому тренду сторону.

«Тренд постматериализма в западных обществах накладывает ограничения на экстремальные формы индивидуализма. Постсоциалистический индивидуализм может быть более радикальным из-за отсутствия постматериального измерения», – замечает Сводер. Кроме того, добавляет он, в посткоммунистических обществах может присутствовать в какой-то степени извращенное – радикальное толкование капитализма – эгоцентричное, аморальное и декадентское.

Автор книги предупреждает, что читатель, ожидающий целительных рецептов, будет разочарован. Книга носит исследовательскую цель. Автор призывает к осознанию проблемы внутреннего ценностного конфликта, с которым сталкиваются современные люди. «Необходим поиск баланса между традиционными и новыми ценностями», – говорит он.

Но реально ли найти этот баланс, либо человечество движется в сторону глобальных изменений, спровоцированных глобальным ценностным переходом? Люди всегда будут существами социальными и не перестанут заботиться друг о друге, замечает Сводер. «Но цена этого при раскрутке новых ценностей может быть все выше и выше. Хочется надеяться, что индивидуализм будет сбалансирован растущим культурным пониманием фундаментальной важности того, что делает человека человеком, а именно, близких отношений», – говорит автор. В противном случае, считает Сводер, человеческая цивилизация может заплатить дорогую цену, когда ее дальнейший путь окажется в конфликте с социальной сутью человека и социальной культурой.

См. также:

Россиян тянет к полюсу жадности и подозрительности
Жители мегаполисов сознательно выбирают одиночество
Нанотехнологии меняют мир
Модернизация убивает социальные нормы
Коррупция на весах постматериалистических ценностей
Война выходит из моды
Дело Pussy Riot ударило по морально растерянному социуму

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 14 февраля, 2014 г.