• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неравенство содействует низкой рождаемости

Глобальная зона низкой рождаемости в скором будущем будет включать не только страны Запада, но и все остальные государства. Однако на Востоке кризис рождаемости обусловлен не столько индивидуальным выбором семей, сколько подчинением людей демографическим императивам государства и экономической ситуацией. Доклад «Низкая рождаемость: различия под маской унификации» был представлен Михаилом Клуптом на конференции «Низкая рождаемость и низкая смертность: наблюдаемая реальность и образы будущего» в НИУ ВШЭ

Падение рождаемости во всем мире стало результатом не только природного процесса – демографического перехода от баланса высокой смертности и высокой рождаемости к равновесию низкой смертности и низкой же рождаемости. Этот процесс охватил, прежде всего, страны Запада. В остальных странах у кризиса рождаемости гораздо больше причин. Главная из них – традиционный пиетет к власти и готовность людей следовать ее демографическим решениям, доказывает декан факультета регионоведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета Михаил Клупт.

Его доклад представляет собой культурологический комментарий к ведущим демографическим концепциям. Прежде всего – к теории демографического перехода, которую разделяют многие известные ученые, в том числе директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский и профессор Флорентийского университета Массимо Ливи Баччи.

Потребность в многодетности исчезла

По мнению профессора Вишневского, падение рождаемости – это вполне естественный природный процесс, который можно считать самодостаточным. «Женщины стали меньше рожать вовсе не потому, что учатся, работают, стремятся к самореализации или отказываются связать свою жизнь с непроверенным партнером, – поясняет директор Института демографии НИУ ВШЭ. – Напротив, все это стало возможно благодаря тому, что высокая рождаемость сделалась ненужной» (см. статью А. Вишневского «Человечество выбирает низкую рождаемость»). Логика тут проста: ранее высокая рождаемость во многом компенсировала высокую смертность, а сейчас выживают почти все родившиеся дети.

Профессор Массимо Ливи Баччи также рассуждает о снижении рождаемости в терминах наук о природе: «Демографический переход может быть охарактеризован как… переход от “диссипативной” системы, связанной с потерей демографической энергии (высокие рождаемость и смертность), к системе, “экономизирующей” эту энергию (низкие рождаемость и смертность)».

Ситуация с рождаемостью не объясняется лишь универсальными эволюционными закономерностями, возражает коллегам Михаил Клупт. «Зависимость демографических процессов от социально-экономического контекста значительно сильнее», – утверждает он.

Рождаемость может зависеть от пиетета к власти

По словам эксперта, в теорию демографического перехода не укладываются многие «восточные» феномены. Так, в Китае население «на индивидуальном уровне» нередко не поддерживает официальную политику однодетности, но в то же время и не протестует против нее. В Индонезии и Вьетнаме население тоже лояльно относится к вмешательству государства в репродуктивные вопросы. Индийская судебная система многое переняла у британской. Тем не менее, в ее практике есть прецеденты, когда панчаят (орган местного самоуправления) принимает решение о дисквалификации кандидатов на должности деревенских старост в том случае, если они нарушили «the two-child norm» (политика ограничения числа детей в семье до двух).

«В России, на Украине и в Белоруссии демографические перспективы серьезно зависят от ресурсов, выделенных правительством для увеличения рождаемости, и от того, как эти ресурсы будут использованы», – продолжает Михаил Клупт. Таким образом, «сердцевина» демографического вопроса – это отношения между человеком и государством, делает вывод он.

Именно нюансы этих отношений и определяют разные типы национального менталитета в отношении власти, или gouvernementalite (англ. аналог – governmentality, от сращения слов «govern» и «mentality»). Этот термин, означающий «правительственность и управляемость», ввел французский философ и культуролог Мишель Фуко для характеристики взаимоотношений власти и населения. Это понятие покрывает и те способы, которыми правительство решает насущные проблемы, и традиции подчинения людей власти и социальным нормам.

Различия в governmentality разных стран приводят к тому, что демографический переход не будет универсален, подчеркивает профессор Клупт. Иными словами, рождаемость в мире падает по разным причинам.

Степени свободы и управляемости

Михаил Клупт привел примеры разной госполитики в области демографиии, соответственно, разной степени контроля государством проблем деторождения:

  • относительно щедрое социальное государство в странах Северной и Западной Европы (приоритет индивидуального репродуктивного выбора людей);
  • государство жестко сдерживает рождаемость (Китай, а также Индия в 1975-1977 гг.);
  • умеренное вмешательство государства в рождаемость (Индия начиная с 1978 г, Индонезия);
  • провал попыток вмешательства государства (страны Африки к югу от Сахары).

Однако не только governmentality определяет демографическую картину, подчеркивает эксперт. Свой вклад вносят также темп и особенности процессов модернизации, происходящих в незападных странах.

Страны модернизируются с разной скоростью

Между тем, разные стороны процессов обновления, «осовременивания» также могут быть рассогласованными, подчеркивает Михаил Клупт.

Здесь он опирается на две теории – греческого социолога Никоса Музелиса (была предложена в «British Journal of Sociology» в 1997 г.) и израильского социолога Шмуэля Айзенштадта (2000). Музелис подчеркивал, что разные стороны модернизации не так сильно связаны между собой, а Айзенштадт разработал концепцию «множественных современностей».

Эти три теории (Фуко, Музелиса и Айзенштадта) могут стать «генераторами» новых демографических концепций, считает профессор Клупт. Их взаимоналожение позволяет сделать вывод о том, что унификации моделей рождаемости в мире – то есть единого глобального демографического перехода – не будет. По прогнозу эксперта, сначала доля мирового населения, включенного в демографический переход, стабилизируется, а затем уменьшится. И один из глобальных барьеров для распространения мировых демографических перемен – это то, что «в мировом населении произошло увеличение доли населения незападных стран».

Западные рубежи для демографической революции

Исследователь характеризует процессы, препятствующие демографической революции в странах Запада и во всех остальных странах. Для западной цивилизации основных факторов, сдерживающих демографический «переворот», три. Прежде всего, демографический переход «базируется на нонконформистских ценностях», а, значит, он не может стать всеохватным, подчеркивает Клупт.

Еще один фактор противодействия демографической революции – массовая иммиграция в западные страны выходцев из развивающихся стран. Их интеграция (социальная, профессиональная и культурная) происходит медленнее и не успевает за процессами иммиграции, добавляет эксперт.

Наконец, существует и идейное противостояние демографическому переходу. Такой позиции придерживаются, например, представители Республиканской партии в США, а также набирающее популярность движение «pro-life» (буквально – «в защиту жизни»; фактически это борьба с абортами).

Восточные демографические твердыни крепки

В незападных странах демографический переход, по словам профессора Клупта, сдерживают, прежде всего, иные, чем на Западе, отношения между индивидуумом и государством. В ряде стран государственное вмешательство в рождаемость воспринимается даже как «желательное», добавляет исследователь.

Второй барьер – «глобальное неравенство Севера и Юга», убежден эксперт. В странах Востока и Юга весьма велика доля социально уязвимых слоев населения. Этим странам не хватает ресурсов для «создания государства всеобщего благоденствия». Еще в этих странах демографическую картину «корректирует» и религиозная оппозиция.

Существуют и ценностные различия, связанные с уровнем жизни, подчеркивает Клупт. По его словам, «бедность исключает масловианские постматериалистические ценности в значительных группах населения». Речь идет о логическом продолжении теории Абрахама Маслоу о потребностях человека – концепции американского социолога Рональда Инглхарта. Он выделяет в постматериалистической ценностной парадигме ценности самоактуализации – ориентацию на саморазвитие.

Все эти факторы, так или иначе, увеличивают разнообразие демографических перемен и их последствий в странах с низкой рождаемостью.

Государство будет по-прежнему играть существенную роль

Множество политиков стран Востока и Юга по-прежнему считают, что контроль государства над рождаемостью – обязательный элемент правления, подчеркивает Михаил Клупт. Его прогноз такой: национальные позиции государств в сфере демографии останутся в обозримом будущем весьма сильными.

В итоге картина низкой рождаемости в мире будет по-прежнему напоминать мозаику, поскольку ее национальные составляющие выглядят по-разному и объясняются разными причинами.

См. также:

Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Семья уменьшается и меняет облик
Американская семья отдаляется от брака
Убыль населения в СНГ возобновится
World Population Prospects: The 2012 Revision
Население мира будет расти, стареть, дольше жить и меньше мигрировать

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 февраля, 2014 г.