• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сдерживание роста городов предотвращает упадок центра

Сдерживание роста городов вширь увеличивает привлекательность центра, утверждает Мириам Хортас Рико в исследовании «Бесконтрольное расширение городов, упадок центра и роль политики сдерживания: опыт США», проведенном в испанском Институте экономики Барселоны

В послевоенные годы в США интенсивный процесс субурбанизации изменил пространственную структуру города. Расползание пригородов, перемещение в них не только населения, но и рабочих мест привело к деградации городского центра.

Поскольку упадок центра городов проявился относительно недавно, то причины и возможные средства решения проблемы до конца не выявлены. В этих условиях внимание ученых было направлено на оценку эффективности мер, направленных на формирование более компактной городской застройки и активизацию жизни городского центра. Эти работы были ориентированы, в первую очередь, на исследование ежедневной миграции населения, занятости,  интенсивности строительства, а не на состоянии центральной части города.

Упадок центра можно измерить

В отличие от предыдущих исследований, работа Мириам Хортас Рико выдвигает гипотезу о том, что эффективная политика сдерживания бесконтрольного расширения города способна предотвратить деградацию городского центра. Проведенное исследование представляет собой первую попытку количественно оценить влияние политики сдерживания расползания городов на реновацию центра.

Исследование проведено по данным 125-ти центральных городов США.

Для количественной оценки упадка городского центра автор анализирует параметры, характеризующие физический износ зданий и состояние территорий общего пользования:

  • физический износ зданий;
  • процент жилья с разбитыми окнами;
  • процент жилья с трещинами в фундаменте;
  • процент жилья с отверстиями в крыше;
  • процент жилья с отсутствием черепицы на крыше;
  • процент жилья с отсутствием сайдинга или кирпичей на наружных стенах;
  • процент жилья с провисающей крышей;
  • процент жилья с наклоненными стенами;
  • процент жилья, расположенного на территории с неотремонтированными дорогами;
  • процент заброшенного жилья;
  • процент жилья, расположенного на замусоренной территории.

Данные о физических характеристиках зданий и состоянии территорий общего пользования взяты из исследований жилищных условий, которые являются самыми масштабными и регулярными выборочными обследованиями жилья в США.

Анализ каждого из параметров показывает существенные различия в частоте его обнаружения. При этом упадок в первую очередь проявляется в деградации окружающей территории. Ее засоренность и низкое качество дорог отмечалось на более чем половине территории города.

У города есть границы

Данные по параметрам деградации городского центра были сопоставлены с наличием в городе программы по сдерживанию его бесконтрольного расползания. Предварительный анализ подтвердил гипотезу эффективности такой политики.

Кроме качественного исследования Мириам Хортас Рико провела эконометрический анализ. После рассмотрения всех параметров она выделила три важнейшие переменные, по которым провела регрессионный анализ.

Для количественной оценки проводимой политики использовались данные о наличии официально принятого документа, который должен был включать такие инструменты сдерживания роста, как наличие (закрепление) границ города, ограничение развития сервисных функций и сохранение или формирование зеленого пояса. Эффективность подобных официально принятых программ исследовалась в период с 1960 по 2000 год.

Также был учтен начальный уровень качества городской среды с помощью введения дополнительных параметров – численности населения, расового состава (доля латиноамериканского и черного населения), дохода, уровня преступности и объема федеральной помощи на душу населения.

Для количественной оценки упадка городской территории каждому из параметров, характеризующих физический износ зданий и состояние территорий общего пользования, был присвоен вес, на основании чего был рассчитан общий индекс. Аналогичные расчеты были произведены для определения воздействия городской политики на степень упадка центральной территории города.

Оказалось, что современное состояние городского центра определяется изначальным уровнем благополучия, на которое влияет политика сдерживания роста городов и характерные для данного города черты.

Центр нужно сохранять

Проведенное исследование позволяет сравнить города со схожими начальными условиями. Их нынешнее состояние сильно различается в зависимости от наличия или отсутствия политики сдерживания роста города. Мириам Хортас Рико приходит к выводу, что более жесткая политика городов в этой области способствует улучшению центральной части города.

Из анализа дополнительных параметров можно сделать вывод о том, что будущее центрального района определяется качеством человеческого капитала территории. При наличии здесь лиц с более высоким уровнем дохода и, как следствие, нового жилищного строительства, процессы деградации сдерживаются. Небольшое положительное влияние оказывает и федеральная помощь, что также способствует оживлению центра города. С другой стороны, более высокая доля латиноамериканского населения и, особенно, черного, приводит к ускорению процессов упадка. Высокий уровень преступности однозначно негативно сказывается на состоянии центра.

Проведенный анализ указывает на то, что программы сдерживания  роста городов достигли одной из своих целей – уменьшения деградации центральной части города.

Таким образом, полученные результаты говорят о тесной взаимосвязи центральной части городов и их пригородных зон. Возрождение городского центра и развитие агломерации следует рассматривать не как конкурирующие, а как дополняющие друг друга процессы. Города и пригороды могут улучшить свое благосостояние путем реализации совместных программ, направленных на борьбу с бесконтрольным расползанием городов, содействуя более компактному городскому развитию и, тем самым, предотвращая упадок городского центра.

Выводы данной работы актуальны для развития городов России (особенно для Московской агломерации), расползание которых усугубляет целый ряд проблем: занятости, маятниковой миграции, качества городской среды и, как следствие, качества жизни горожан.

 

31 января, 2014 г.