• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа урезала права немецких безработных

Реформа трудовых отношений – одна из топовых тем, обсуждаемых в российском обществе. Масштабную реформу рынка труда в2000-е годы провела Германия. Это одна из немногих стран, которая добилась существенных результатов в ходе подобной реформы. Немецкий опыт стоит внимания, даже, если его сложно применить в других странах. Исследование ведущего научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Нины Вишневской

Быстрые изменения в экономике влекут за собой изменения на рынке труда. «Реформа рынка труда стала “горячей” темой для многих стран, включая Россию», – замечает в своем исследовании «Реформа рынка труда в Германии: особый случай или пример для подражания?» Нина Вишневская.

По данным фонда Rodolfo Debenedetti, с 1980 по 2007 годы в 14 странах Европы было внесено 868 поправок в трудовое законодательство. Многие из этих поправок были направлены на либерализацию рынка труда. Но, как указывает Вишневская, в большинстве стран не произошло серьезных институциональных изменений. «Два шага вперед, один – назад», – комментирует она. Германия – особый случай. Немецкие политики выбрали удачное время для осуществления реформы, действовали достаточно решительно и в сжатые сроки добились реальных изменений. Итогом реформы стало снижение безработицы и увеличение спроса на рабочую силу.

Время для реформы

Зачем одной из самых успешных в экономическом плане стран ЕС была нужна институциональная реформа рынка труда? Вишневская приводит ряд экономических и политических причин, которые заставили государство искать новые подходы к регулированию рынка труда.

Объединение страны осложнило многие проблемы. Социальные обязательства стали слишком тяжелы для бюджета. Ставка социальных налогов, в Германии в 1980 году составляла 16%, а в 2000 году достигла 43%. При этом в структуре экономики приоритет принадлежал промышленности, а сфера услуг была недоразвита. Рынок труда, как говорится в исследовании, характеризовался низким уровнем занятости, разрыв с ведущими странами составлял 7-10%, безработица росла.

Необходимость реформы осознавали различные политические силы. К тому же был выбран политически правильный момент для запуска реформы. «В Германии таким фактом стало выявление серьезных злоупотреблений со стороны службы занятости в начале 2000-х годов», – указывает автор исследования.

Бой безработным и дорогу нестандартно занятым

Отправной точкой немецкой реформы рынка труда стал 2003 год. Она была проведена в рекордно сжатые сроки – в течение трех лет. В числе главных приоритетов, на которые нацелились немецкие реформаторы, были борьба с безработицей и создание новых рабочих мест.

Прежде всего, государство пересмотрело свою политику по отношению к безработным. Приоритет в оказании помощи был сделан для тех безработных, которые хотят, чтобы им помогли и которым можно помочь с помощью службы занятости.

Сменился характер отношений между службой занятости и безработными. Был поколеблен один из основных принципов старой системы: безработный должен найти рабочее место, идентичное старому. При этом реформаторы ввели новое определение «подходящей работы», а 20-ти процентная разница в зарплате между старым и новым рабочим местом не должна была, как раньше, служить причиной отказа от трудоустройства.

Изменения коснулись и системы страхования по безработице, которая была одной из наиболее щедрых по размеру и длительности выплат в Европе. Основное пособие по безработице выплачивалось в течение полутора лет в размере 67% от заработной платы человека, потерявшего работу. В результате реформы продолжительность выплат безработным была снижена до одного года. Кроме того, реформаторы отменили второй период выплат, когда человек мог еще в течение одного года получать помощь по безработице в размере 53-57%. При этом в случае неактивного поиска работы безработный теперь мог потерять часть своего пособия. «В результате реформы размер взноса на страхование безработицы упал с 6,5% фонда заработной платы до 2,8%», – отмечает Вишневская.

Также в ходе реформы власти Германии предоставили работодателям возможность создания рабочих мест с пониженными, вплоть до нулевых ставок, выплатами социального и подоходного налогов. Это так называемые мини- и миди- рабочие места, не обязывающие работодателей выплачивать социальные и подоходные налоги. В 2010 году на таких местах было занято, как отмечает Вишневская, 7 млн человек или 12% от всего числа занятых.

Кроме того, государство расширило возможности нестандартной занятости. В этих целях, например, были сняты ограничения на деятельность агентств временного найма и серьезно расширен перечень причин, разрешающих срочные контракты.

В опыте Германии главное – решительность

Немецкая реформа рынка труда способствовала созданию новых рабочих мест, активному росту занятости, снижению безработицы и трудовых издержек. Но эта реформа имеет и признаки ассиметричности, считает Вишневская. С одной стороны, рынок труда стал более гибким. С другой, работники с постоянным контрактом по-прежнему защищены от увольнений как трудовым законодательством, так системой коллективно-договорного регулирования.

«Расплата за подобную практику: резкое снижение производительности труда и рост трудовых издержек в кризис, поскольку производство снижается, а численность занятых нет», – замечает Вишневская. По ее словам, политика сохранения «ядра» занятости вступает в противоречие, в том числе, с задачами перетока рабочих мест в более эффективные отрасли экономики. Поэтому немецким реформаторам, как считает автор исследования, рано останавливаться на достигнутом.

Вряд ли опыт Германии применим в России. «Логика реформ в отдельных странах имеет много схожего, но каждая страна вносит в этот процесс свои “индивидуальные” черты. Их не следует копировать, но наверняка следует внимательно изучать», – замечает Вишневская.

Пример Германии, по ее мнению, должен вдохновлять политиков других стран. «Говоря об уроках, которые можно извлечь из реформы немецкого рынка труда, в первую очередь, следует отметить ту политическую решимость, которую продемонстрировали немецкие политики, начав эту реформу», – комментирует она.

См. также:

Страх потерять работу в России – величина постоянная
Трудовое законодательство тормозит и увольнения, и найм

«Реформа рынка труда в Германии: особый случай или пример для подражания?»

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 января, 2014 г.