• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Социалка» ждет инвесторов

Качество социальных услуг должно быть выше, а затраты бюджета на них – меньше. При этом усилия государства в социальной сфере пора дополнить усилиями негосударственных структур. Нюансы этого партнерства обсудили эксперты во время дискуссии «Стратегическая инициатива государства – расширение доступа бизнеса в социальную сферу» на Гайдаровском форуме

Формирование партнерства государства с НКО и коммерческими структурами стало императивом в социальной сфере. Когда в отрасли здравоохранения, образования и социального обслуживания приходят грамотные негосударственные структуры – НКО с их энтузиазмом и опытом волонтеров, бизнес с его умением считать деньги и действовать эффективно, – то лучшие результаты достигаются при меньших затратах. Наименее болезненные и максимально реалистичные схемы такого сотрудничества представлены в Дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», созданной Агентством стратегических инициатив. Она и стала главным сюжетом дискуссии.

Дорожная карта включает 135 мероприятий. В них учтен уже наработанный опыт регионов. Его дополнят и разовьют пилотные проекты.

Идентификация барьеров, которые мешают негосударственным структурам войти в социальную сферу, и условия, благоприятствующие государственно-частному партнерству, – привел «формулу» документа первый проректор НИУ ВШЭ, председатель рабочей группы по дорожной карте Лев Якобсон. Не секрет, что существует недостаток госструктур, заинтересованных в работе с негосударственными организациями. Тому есть объективное объяснение: негосударственный сектор развит «в очень разной степени», отметил эксперт. С другой стороны, наблюдается и «нехватка негосударственных структур, готовых работать с государственными органами на существующих условиях». Между тем, в нынешней ситуации, когда темпы роста экономики несколько снизились, приход НКО и бизнеса в социальную сферу фактически безальтернативен.

«Необходимо дополнить усилия и средства государства усилиями и средствами коммерческих и некоммерческих структур», – сказал Лев Якобсон. Однако это нужно сделать так, уточнил эксперт, «чтобы под видом этого суммирования не происходило вытеснения государства – к нему граждане не готовы».

Более высокое качество услуг в социальной сфере – одно из главных ожиданий, связанных с партнерством государства и негосударственного сектора. Работа дорожной карты позволяет рассчитывать на усиление конкуренции, а значит, – и на повышение качества социальных услуг, подчеркнул директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин. Замминистра образования и науки Наталья Третьяк отметила важность создания системы оценки качества услуг.

Очередь желающих получить социальные услуги будет расти, но государство не может бесконечно расширять сеть профильных учреждений. Выход – привлечение частных инвестиций. Вопрос о том, насколько бизнес созрел для этого, остается спорным. Бизнес готов «инвестировать в здравоохранение, в негосударственные больницы, дома престарелых и роддома», – отметил Артем Шадрин. Иного мнения придерживается замминистра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко. Рынок еще только предстоит «расшевелить», считает он.

Вовченко привел красноречивые данные: госучреждений социального обслуживания в России – 7202 (за год они оказывают услуги 26 млн человек), негосударственных – всего 78 (в 2012 году оказали услуги 27 тысячам человек). Дело в том, что для частных структур услуги в социальной сфере не слишком прибыльны, «для них это длительные инвестиции», пояснил эксперт. Чтобы бизнес действительно «вкладывался, необходимы надежные гарантии, что в течение всего этого времени будет поддержан спрос на такие услуги».

Вопрос цен и тарифов остается весьма болезненным, отметили многие эксперты. «Сейчас стоимость услуг, которую предлагают частные инвесторы, существенно выше цены, по которой государство оплачивает эти услуги», – пояснил Алексей Вовченко. Необходимо «строить цены по структуре затрат», для того чтобы рынок социальных услуг стал более конкурентным, убежден директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина Владимир Зеленский.

Еще один принципиальный момент – сам механизм отбора потенциальных партнеров государства. «Необходимы четкие критерии для выбора компаний на конкурсе, а также для отказа», – заключил Зеленский.

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 21 января, 2014 г.