• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Негативный образ профессии юриста формируется в студенчестве

Студенты юридических факультетов чаще всего к концу обучения в вузе имеют негативный образ собственной профессии. Зарабатывание денег исключительно на «лазейках» в законодательстве, обман клиентов, недоверие с их стороны – далеко не полный перечень отрицательных аспектов в работе, к которым морально готовы будущие юристы. Исследование сотрудника Международного центра изучения институтов и развития (МЦИИР) НИУ ВШЭ Антона Казуна

Профессия юриста – один из ярких примеров необходимости постоянного балансирования между интересами клиента, собственными моральными принципами, финансовой выгодой и профессиональной этикой. Профессиональное юридическое сообщество достаточно сегментировано и в каждом его сегменте действуют собственные правила игры.

Между тем, основные подходы к этическим нормам профессии формируются у юристов еще до выпуска из университета. И они, как показали результаты исследования Антона Казуна, не особо отличаются по уровню цинизма от взглядов уже практикующих юристов. Подробный материал об исследовании «Выбор юристов: между выгодой и профессиональной ответственностью: развитие индивидуального уровня контроля» опубликован в журнале «Экономическая социология».

В ходе своей работы автор пришел к выводу, что циничное отношение к профессии формируется у студентов по мере обучения, достигая своего пика к старшим курсам.

Одной из целей исследований было выяснить, какие факторы влияют на формирование ценностей будущих юристов. Анализ показал, что моральные ориентиры студентам задает вузовская среда. То есть, имеет значение то, в каком вузе человек учится. Также большую роль играет степень вовлеченности студента в учебу и университетскую жизнь, не связанную с учебой.

В опросах, проведенных в ходе исследования, приняли участие около 300 студентов юристов трех российских вузов: НИУ ВШЭ, РУДН и СЗФ РАП (Северо-Западный филиал Российской академии правосудия), Санкт-Петербург.

Ориентир на деньги и «лазейки» в законодательстве

Исследование показало, что более половины студентов (66%) не считают профессию юриста образцом честного и этичного профессионального поведения, а 60% уверены, что мнение коллег для юриста не имеет большой значимости. Тем не менее, цинизм в студенческой юридической среде все-таки в стадии формирования, на что указывают некоторые противоречия в ответах. С одной стороны, студенты заранее разочарованы в моральных аспектах будущей профессии.С другой, почти две трети студентов (63%) готовы отказаться работать с человеком, который нарушает профессиональные этические нормы.

Один из блоков опроса касался готовности студентов работать не ради денег, а ради общественного блага. Чаща весов в ответах – в пользу денег. И далеко не в пользу верности профессии. Так 61% студентов-юристов потенциально готовы отказаться от своей профессии, если получат предложение более высокооплачиваемой работы. Эти данные, как считает автор, говорят о возможности появления на рынке труда юридических профессионалов-бизнесменов. Но в том случае, если эти специалисты дорастут до собственного бизнеса, не свернув по пути в другую профессиональную сферу.

О том, насколько велика доля потенциальных профессионалов-бизнесменов, можно судить и по блоку вопросов о цинизме, замечает автор. Так, например, две трети студентов (66%) согласны, что юрист зарабатывает на «лазейках» в законодательстве. Около 40%, при этом, готовы работать на преступника за высокую оплату своих услуг.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос о цинизме

Аlma Мater имеет значение

На ценности, формируемые у будущих юристов, влияют профиль и атмосфера учебного заведения. Анализ показал, что у студентов разных вузов формируются разные этические взгляды на свою профессию.

Так студенты РАП в большей степени ориентируются на профессиональное сообщество, для них значимо мнение коллеги. Среди них больше тех, кто готов отказаться от общения с человеком, нарушающим профессиональные нормы.

Студенты РУДН чаще говорят о том, что юристу нужно думать о личной выгоде, вердикт на суде важнее истины, и они чаще готовы работать на преступника.

Студенты юридического факультета ВШЭ не настолько циничны, как студенты РУДН и не настолько ценностно-ориентированы, как студенты РАП. Они чаще других чувствуют недоверие со стороны обычных граждан и чаще готовы отказаться от своей профессии в пользу более высокооплачиваемой работы.

Причин таких различий может быть много, указывает автор. Так, например, юридический факультет НИУ ВШЭ является бесплатным. А это делает возможность отказа от профессии более дешевым вариантом, чем в случае с РУДН.

Рисунок 2. Карта ценностных ориентаций студентов трех вузов

Отличники и активисты честнее, но приоритеты расставляет практика

В ходе исследования выяснилось, что важным фактором формирования готовности будущего юриста служить обществу является внеучебная активность и стремление учиться на «отлично». То есть, среди активистов и отличников больше людей с альтруистическими ценностями. «Если студент много времени проводит в стенах своего факультета, то более вероятно, что он примет профессиональную этику, сформирует относительно позитивный образ профессии и будет готов работать преимущественно на репутацию, а не за деньги», – делает вывод Казун. В связи с этим, университеты должны способствовать тому, чтобы быть центрами притяжения для студентов. При этом формирование образа профессии, по мнению исследователя, не может ограничиваться формальными курсами, оно должно входить в «скрытый учебный план».

Вопрос принятия профессиональной этики, правда, не заканчивается обучением в вузе. В юридической профессиональной среде действуют свои правила игры, которые не всегда соответствуют декларируемым нормам. И юридическое сообщество сильно сегментировано. Корпоративные юристы играют в свои игры, адвокаты – в свои, судьи и прокуроры – среда, заслуживающая отдельного внимания. Атмосфера этих профессиональных сообществ, бесспорно, корректирует на практике представления начинающего юриста о своей работе.

Формирование ценностей в профессиональной юридической среде – отдельная тема для исследования, замечает Казун. Особенно, это касается России, где в сфере исследования вопросов профессиональной этики есть явные пробелы.

См. также:

Прокурор, судья и обвинительный уклон
Статус подсудимого влияет на приговор

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 21 января, 2014 г.