• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОЭСР предложила рецепт экономического роста

Проведение структурных реформ и улучшение условий ведения бизнеса позволят снизить сырьевую зависимость страны, повысить энергоэффективность, производительность труда и конкуренцию. Итогом станет устойчивый рост российской экономики, полагают эксперты ОЭСР в обзоре состояния экономики России, который был представлен в рамках Гайдаровского форума-2014

Повод для оптимизма

Российская экономика замедляется. Экономические проблемы 2012-2013 годов, по мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), связаны со стагнацией во внешней торговле, неопределенностью в мировой экономике, а так же с особенностями внутриполитической ситуации в стране. Рост инвестиций, поддерживаемый компаниями сырьевого сектора и госрасходами на инфраструктуру, прекратился, производство в добывающем секторе снизилось.

Однако, выводы экспертов ОЭСР оптимистичнее выводов большинства российских экономистов. Авторы доклада отметили не только замедление роста российской экономики, но и неплохое состояние основных макроэкономических показателей. Так, уровень занятости и коэффициент использования производственных мощностей в экономике подошли к пиковым докризисным показателям. Безработица близка к рекордно низким значениям.

Банковский сектор, по мнению экспертов ОЭСР, также стабилен, и его капитализация «находится на адекватном уровне». Маржинальный доход российских банков высок, имеющийся объем невозвратных кредитов остается контролируемым, а резервы на покрытие потерь – достаточны.

Введенное в декабре 2012 года бюджетное правило, ограничивающее использование нефтяных доходов, по мнению экспертов ОЭСР, «способствует укреплению основ фискальной политики». Еще одно достижение российских властей – улучшение структуры налогообложения: расширена налоговая база, снижены ставки налогов, лучше соблюдается налоговое законодательство.

Впрочем, многие из перечисленных успехов не так однозначны. Из обзора следует, что низкий уровень безработицы связан не только с ростом занятости, но и с уменьшением количества рабочей силы, высокой гибкостью зарплат и «исключительно низким уровнем пособий по безработице». Гибкая система назначения зарплат привела к тому, что в 2013 году порядка 14% работников имели доход ниже прожиточного минимума.

Инфляция – один из ключевых макроэкономических показателей – все-таки вышла за рамки установленного Банком Россиицелевого диапазона в 5-6%.

В бюджетном правиле остаются лазейки, связанные с использованием нефтяных фондов, предоставлением гарантий и с передачей необеспеченных финансированием обязательств на региональный уровень.

Государство тормозит экономическое развитие

Главным вызовом для российской экономики по-прежнему остается ее сырьевой характер, и, как следствие, высокая зависимость от мировых цен на природные ресурсы, отметил, представляя доклад, генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. Российские власти не разговорили о необходимости структурной перестройки экономики, но добиться заметных изменений так и не удалось.

Кроме того, российская экономика остается одной из самых энергоемких в мире. Если бы Россия распоряжалась энергией так же эффективно, как государства ОЭСР, она бы смогла сэкономить до 30% потребляемой энергии. Низкая энергоэффективность тянет за собой целый ряд негативных последствий, в том числе социальных. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России один из самый высоких в мире показателей преждевременной смертности, связанной с плохим качеством воздуха.

Государство активно вмешивается в экономику, что является серьезным тормозом экономического развития, уверены эксперты ОЭСР. Так, в финансовом секторе доминирующее положение занимают госбанки. В частности, на «Сбербанк» приходится почти половина вкладов физлиц и около трети банковских активов страны. Кроме того, в России лишь четверть занятого населения работает в малых и средних предприятиях, тогда как в странах ОЭСР этот показатель составляет в среднем 50%. Такой разрыв, по мнению авторов обзора, является еще одним подтверждением доминирующей роли крупных госпредприятий. Большое разнообразие форм госсобственности снижает прозрачность и подотчетность государственных предприятий, одновременно усложняя их управление. Западные эксперты рекомендуют наряду с совершенствованием системы управления госкомпаниями «обеспечить прогресс в отношении приватизации государственных банков и других государственных предприятий». Слишком медленные темпы приватизации беспокоят экспертов ОЭСР.

Административное давление и коррупция – факторы, серьезно замедляющие развитие малого и среднего предпринимательства. В исследовании Института современного развития (ИНСОР), коррупция названа второй по значимости проблемой после ЖКХ (на третьем месте – плохие дороги). Лишь 10% предпринимателей, по данным общественной организации OPORA, ни разу не сталкивались с фактами коррупции. В результате, большинство российских граждан не верят в возможность открытия собственного бизнеса. Сегодня, по словам Анхеля Гурриа, только один из 50 россиян считает, что у него есть потенциальная возможность стать предпринимателем, в то время как в Европе так думает каждый четвертый.

Наконец, высокий уровень межрегионального неравенства способствует общему неравенству в масштабах страны.

В долгосрочной перспективе к существующим экономическим проблемам добавится демографическая – низкая рождаемость, высокий уровень преждевременной смертности, особенно среди мужчин, и ранний возраст выхода на пенсию, приведут к снижению предложения рабочей силы. ОЭСР снова порекомендовал российскому правительству снизить пенсионные расходы, сравняв пенсионный возраст женщин и мужчин, а затем постепенно его повысить.

Рецепт экономического роста

У России есть исключительный потенциал, который нужно превратить в исключительную эффективность, отметил Анхель Гурриа.

Эксперты ОЭСР рекомендуют российским властям продолжить работу по трем направлениям:

  • укрепление основ макроэкономической стабильности;
  • создание прозрачной, благоприятной и предсказуемой среды для бизнеса;
  • совершенствование кадровой политики и политики в области инноваций.

Важным элементом по улучшению макроэкономических показателей должна стать борьба с инфляцией, в том числе, переход в режим ее таргетирования, который намечен на 2015 год. Цель российского правительства в 2014 году – удержать рост цен в пределах 5%, в 2015 году выйти на уровень 4,5% и 4% – в 2016 году.

ОЭСР рекомендует и далее совершенствовать налогово-бюджетную политику и увеличить налоговые поступления. Налоги на алкоголь в России относительно низки, налоги на табачную продукцию ниже, чем в государствах ОЭСР и в крупных развивающихся странах. Кроме того, эксперты ОЭСР считают, что в РФ есть потенциал для повышения налогов на имущество, а рост ставок «экологических» налогов мог бы не только повысить доходы бюджета, но и заставить компании инвестировать в «экологические» технологии.

Создание прозрачных и предсказуемых условий для бизнеса – одно из важнейших шагов по стимулированию экономики. Для этого предлагается продолжить начатую антикоррупционную кампанию. И особенно увеличить прозрачность и подотчетность в госсекторе. Также ОЭСР рекомендует повысить независимость судов и продолжить снижение административных барьеров.

Отдельный раздел обзора посвящен развитию рынка труда и человеческого капитала. Низкий уровень безработицы сочетается с высокой «текучкой» кадров. «В России низкий уровень безработицы, но каждый третий сотрудник меняет место работы раз в год», – отметил Анхель Гурриа. Необходимо вкладывать средства в развитие человеческого капитала.

Впрочем, нужно вкладывать средства не только в людей, но и в строительство дорог, считают эксперты ОЭСР. Ведь транспортные проблемы в российских городах стали серьезным ограничением для экономического развития. При этом неразвитая инфраструктура затрудняет привлечение инвестиций и перемещение рабочей силы.

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 16 января, 2014 г.