• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес «заморозил» инвестиции

В 2013 году российский бизнес резко снизил инвестиционную активность. Более других отраслей «пострадали» пищепром, издательская и полиграфическая деятельности, а также текстильное и швейное производства. Мониторинг состояния инвестиционной активности промышленных организаций от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

На фоне негативной макроэкономической конъюнктуры, влиявшей в течение всего 2013 года на деловую активность отечественного реального сектора и, как следствие, тормозящей рост российской экономики в целом, инвестиционная активность промышленных предприятий замедлилась. «Обострившиеся риски, неопределенная ситуация на финансовых рынках, в том числе зарубежных, а также системные лимитирующие факторы заставили в очередной раз российских промышленников заняться посткризисной реструктуризацией бизнеса, что привело к издержкам и снижению инвестиционной активности», – констатируют авторы мониторинга Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Данные факторы, подчеркивают в ЦКИ, оказались препятствием в реализации не только новых, но и уже запущенных инвестпрограмм.

Так, по сравнению с предыдущим годом, число респондентов, указавших на осуществление инвестиций, сократилось с 86 до 84% в обрабатывающем секторе и с 78 до 76% на предприятиях, распределяющих электроэнергию газ и воду, что является самыми низкими значениями с 2006 года.

Среди основных факторов, препятствующих инвестициям, оказались: «недостаток собственных финансовых средств» (констатировали 60% опрошенных), «неопределенность экономической ситуации» (более 25%) и «инвестиционные риски» (30%).

По итогам опросов Росстатом руководителей более десяти тысяч промышленных организаций, наиболее заметное ослабление инвестирования в основной капитал в 2013 году прослеживалось в организациях по производству пищевых продуктов (71% респондентов против 79% в 2012 году), издательской и полиграфической деятельности (48 против 55%), текстильном и швейном производствах (56 против 61%).

Негативная  тенденция обозначилась и в организациях по распределению электроэнергии. Так, например, если в течение 2006-2011 годов данный факт констатировали в общей совокупности около 15% респондентов, то за последние два года доля таковых резко увеличилась и составила практически четверть. «Необходимо отметить, что в течение 2013 года произошло существенное сокращение инвестпрограмм крупнейшего газового монополиста – Газпрома, причем данная тенденция обозначена и на 2014-2015 годы. Одна из основных причин сокращения инвестиций в газификацию – крайне низкая платежная дисциплина регионов-потребителей, а также замещение инвестиционных расходов текущими издержками на поддержание производства», – подчеркивается в мониторинге.

При этом наибольшая интенсивность капиталовложений отмечалась в организациях по производству кокса и нефтепродуктов, металлургического и химического производства, транспортных средств и оборудования.

Лидерами по инвестиционной активности среди добывающих производств, как и в 2012 году, стали предприятия по добыче металлической руды, каменного угля, бурого угля и торфа.

Большинство респондентов отметили, что главной целью инвестирования в основной капитал была замена изношенной техники, оборудования и повышение эффективности производства.

Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал для большинства организаций в прошлом году являлись собственные средства. Об их использовании, как и годом ранее, сообщили 85% респондентов.

Помимо собственных средств промышленных предприятий, в течение прошлого года отмечалось расширение кредитных портфелей. Об этом заявили 38% руководителей.

График 1. Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности. Доля от общего числа обследованных организаций соответствующего вида  экономической деятельности, %

1 – Всего по промышленности
2 – Добыча сырой нефти и природного газа
3 – Добыча каменного угля, бурого угля и торфа
4 – Добыча металличеcких руд
5 – Добыча урановой и ториевой руд и прочих полезных ископаемых
6 – Производство кокса и нефтепродуктов
7 – Химическое производство
8 – Производство резиновых и пластмассовых изделий
9 – Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
10 – Текстильное и швейное производство; производство кожи
11 – Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки
12 – Металлургическое производство
13 – Производство машин и оборудования
14 – Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
15 – Издательская и полиграфическая деятельность
16 – Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак
17 – Производство транспортных средств и оборудования
18 – Производство и распределение электроэнергии

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Промышленные производства продолжают развиваться по устаревшему сценарию, где понятие «модернизация»  в  инвестиционном процессе по-прежнему не обрело фундаментализм и реальность, а носит скорее фантасмагоричный смысл. Отсутствие трансформаций во внутрипроизводственной культуре и фактически безальтернативные механизмы принятия решений по обновлению основных фондов обрекают движение производств по стагнационно-инерционной траектории. При этом термин «стагнация» следует рассматривать в контексте подлинно системного генеза инвестирования, охватывающего всю российскую промышленность.

В результате, промышленный сектор завершил 2013 год, по большому счету, в той же конфигурации, заключающейся в неустраненных проблемах, которые сопровождают российскую промышленность последние годы. Чтобы добиться роста инвестиций, способного обеспечить модернизацию отрасли и ее переход на инновационные рельсы, необходимо решить комплекс проблем с различным уровнем лимитирующего влияния на инвестиционную активность.

К ярким составляющим этих проблем можно отнести:

  • отсутствие благоприятного предпринимательского климата и институциональной среды;
  • отсутствие полного доверия между бизнесом и властью;
  • избыточное присутствие государства в экономике;
  • повышенную турбулентность экономического регулирования, особенно налогообложения, со стороны различных органов власти;
  • опережающий рост заработной платы, по сравнению с производительностью труда, который не перекрывается снижением других издержек (например, сокращением численности занятых);
  • «сырьевой» крен российской экономики;
  • слабое регулирование экспортной политики в направлении увеличения доли экспорта товаров, особенно в обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью;
  • высокая зависимость от цен на углеводороды на мировом рынке;
  • вывоз капитала;
  • коррупционную составляющую и прочие.

Таким образом, принимая во внимание всю совокупность лимитирующих факторов, можно заключить, что ни объёмы инвестиций, ни их направления и структура не обеспечивают насущных потребностей предприятий в обновлении производственно-технического аппарата. Груз сложных финансово–экономических проблем в ближайшее время вряд ли позволит предприятиям  промышленности активизировать инвестиционные процессы, что не дает оснований для оптимистического прогноза и на 2014 год.

 

15 января, 2014 г.