• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дружба влияет на успехи в учебе

Общение с однокурсниками-отличниками может повысить академические достижения учащихся. Проблема в том, что у отличников многие студенты лишь получают консультации по учебе, а дружат с теми, чьи оценки по предметам мало отличаются от их собственных. Нередко самыми популярными на курсе людьми становятся троечники. Статья Диляры Валеевой, Олега Польдина и Марии Юдкевич в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

На успехи учащегося во многом влияет его ближайшее окружение – друзья и однокурсники, с которыми он консультируется по учебным вопросам. Достижения успешных студентов оказывают стимулирующее действие на их приятелей – так проявляется «эффект сообучения». Рецепт повышения мотивации к учебе изучили директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Мария Юдкевич и сотрудники Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Диляра Валеева и Олег Польдин в статье «Связи дружбы и помощи при обучении в университете», опубликованной в последнем номере журнала «Вопросы образования», № 4 за 2013 год.

Второй важный сюжет исследования – особенности социализации студентов, влияющие на их успеваемость. Авторы статьи приходят к выводу, что лидерами группы, наиболее популярными людьми нередко становятся отнюдь не отличники. Между тем, не исключено, что такие «влиятельные» студенты прививают свое отношение к учебе своему ближнему кругу.

Наконец, третий сюжет исследования – коммуникативные таланты учащихся, их социальный интеллект, от которого существенно зависят их успехи в будущем.

Данные получены с помощью анкетного опроса 94 студентов-второкурсников экономического факультета НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде (35 юношей и 59 девушек).

Отличники – не всегда пример для подражания

«Эффект сообучения» выражается в том, что хороший студент, лидер в учебе, ведет за собой свой ближний круг, своим примером заставляя друзей лучше учиться. Чем выше достижения успешных учащихся, тем лучше результаты у их ближайшего окружения, цитируют исследователи статьи по «эффекту сообучения» – «peereffect» (LyleD. TheEffectsofPeerGroupHeterogeneityontheProductionofHumanCapitalatWestPoint // AmericanEconomicJournal: AppliedEconomics. Vol.1, no 4, 2009, pp.69-84; Sacerdote B. Peer Effects with Random Assignment : Results from Dartmouth Roommates // Quarterly Journal of Economics. Vol. 116, no 2, 2001, pp.681-704).

Такое стимулирующее воздействие может транслироваться по разным каналам. Речь может идти об одногруппниках, о соседях по общежитию, с которыми студент проводит свободное время и к которым обращается за помощью в учебных делах.

Однако Валеева, Польдин и Юдкевич предлагают четко определиться с терминами: есть друзья, а есть помощники в учебе – своего рода консультанты. Друзья – это те однокурсники, с которыми студент больше всего общается. Помощники в учебе – однокурсники, к которым студент чаще всего обращается из прагматических соображений – за консультацией. Сеть дружбы – более личная. Сеть помощи – более инструментальная и нередко предполагает различие в уровне способностей, поясняют эксперты.

Ясно, что эта классификация для работы принципиальна, поскольку социальные связи в случае дружбы и в случае «консультаций» различны.

Кроме того, такое разделение вносит ясность и в особенности социализации студентов-отличников. Авторы работы установили, что популярность среди однокурсников и успехи в учебе связаны обратной зависимостью. «Академически успешные студенты востребованы в сети помощи, однако не являются популярными в сети дружбы», – отмечается в статье. Иными словами, студенты предпочитают обращаться за советом к отличникам, но в «рейтингах» дружбы лидируют студенты с невысокой успеваемостью.

Валеева, Польдин и Юдкевич подчеркивают, что именно этим студентам стоит уделить особое внимание, поскольку именно они, скорее всего, служат трансляторами «эффекта сообучения» и помогают сокурсникам в решении учебных задач.

В группе есть «мотиваторы»

С точки зрения эффектов сообучения интерес вызывают и те студенты, которые одновременно выступают и друзьями, и помощниками. Ведь, скорее всего, учащиеся обращаются за помощью в первую очередь к своим друзьям, вне зависимости от их компетенций, пишут исследователи. «Вероятно, влияние таких соучеников на собственные достижения студента может быть наиболее сильным по сравнению с влиянием только друзей или только помощников в учебе», – полагают авторы статьи.

Связи дружбы и помощи образуются, прежде всего, между студентами одного пола. Как правило, это одногруппники. Причем, чем меньше разница в среднем балле у двух студентов, тем больше вероятность общения. Тут авторы работы отмечают проблему неформального лидерства, которое способно повлиять на успеваемость. Исследователи отмечают: «Вероятно, в каждой небольшой группе студентов, формирующейся на основании сходного уровня способностей, существует один человек или группа лидеров, которые сильно влияют на достижения своего окружения».

Остается добавить: вопрос лишь в том, насколько хорошо учится неформальный лидер.

Студенты-бюджетники чаще связаны в сети помощи

Валеева, Польдин и Юдкевич приводят еще одно любопытное наблюдение, которое свидетельствует о разнице в социализации студентов, обучающихся на бюджетных местах, и их однокурсников, платящих за учебу.

Студенты, обучающиеся на коммерческих местах, с большей вероятностью связаны между собой в сети дружбы. Студенты-бюджетники, напротив, чаще объединены сетями помощи.

При этом условия получения образования могут являться одновременно и «индикатором способностей студентов, и индикатором их благосостояния». Можно предположить, комментируют исследователи, что эти группы студентов по-разному выстраивают социальные связи и, следовательно, влияние, которое они испытывают со стороны сверстников, также различается.

Социальный интеллект – залог будущих успехов

Для студентов умение общаться оказывается частью рецепта профессионального успеха в будущем, а дружеские связи могут приносить отдачу в течение долгого времени, отмечают Валеева, Польдин и Юдкевич.

Социально активные учащиеся достигают более высоких результатов как во время обучения, так и после его завершения, пишут авторы статьи со ссылкой на ряд исследований (Calvo-ArmengolA., PatacchiniE., ZenouY. PeersEffectsandSocialNetworksinEducation // ReviewofEconomicStudies. No 76, 2009, pp. 1239-1267; Babcock P. From Ties to Gains? Evidence on Connectedness and Human Capital Acquisition // Journal of Human Capital. No 2, 2008, pp.379-409.) Так, Калво-Арменгол с соавторами обнаружил, что «чем более заметную позицию в сети занимает учащийся (связан с большим количеством узлов), тем более он успешен в обучении».

Причем социальные связи могут иметь долгосрочный эффект, доказывают зарубежные исследователи. Так, популярность и активность школьников могут оказывать значимое влияние на вероятность поступления в университет или на размер будущей заработной платы.

В статье намечены и сюжеты для дальнейших исследований. Так, например, подлежат детальному изучению сами механизмы выстраивания социальных связей студентов. Другой любопытный сюжет – то, как именно транслируется эффект сообучения от одного студента к другому.

См. также:

Студентам нужна помощь, а не отчисление
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Рейтинг школы зависит не только от результатов ЕГЭ
Университет служит инкубатором для среднего класса

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 января, 2014 г.