• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госинвестиции поддержали строителей

Несмотря на фрагментарные всплески деловой активности в начале и конце текущего года, 2013 год можно назвать стагнационным этапом развития строительного сектора экономики. Основными драйверами отрасли стали государственные инвестиции. Мониторинг делового климата в строительстве от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Индекс предпринимательской уверенности в строительном секторе в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом 2013 года увеличился на 1% (составил -3%), что оказалось лучшим значением с начала 2009 года.

По сравнению с предыдущим кварталом спрос на строительные работы увеличился. В результате динамика снижения числа заключенных договоров и физического объема работ замедлилась, а прибыль строительных организаций стала расти.

Как выяснили эксперты ЦКИ ИСИЭЗ, проанализировав результаты опроса руководителей 6,6 тысяч строительных организаций, проведенного Росстатом, более трех четвертей (77%) предпринимателей оценили портфель заказов  на нормальном уровне. Каждый пятый респондент сообщил о расширении планов производства. По сравнению с предыдущим периодом сократилась доля строительных организаций, в которых было отмечено снижение числа заключенных новых договоров. Восемь из десяти участников опроса в конце года были удовлетворены общим экономическим положением своих организаций, а доля пессимистически настроенных в отношении оценки текущей экономической ситуации респондентов совпала с долей «оптимистов». «Полученная оценка экономической ситуации является лучшей за последние пять лет», – констатируют авторы мониторинга.

Средняя обеспеченность заказами в отрасли стабилизировалась с начала 2011 года на уровне шести месяцев. При этом почти треть строительных организаций (32%) была обеспечена заказами на срок от 1 до 3 месяцев и только 8% — более года.

В IV квартале 2013 года средний уровень загрузки производственных мощностей в отрасли повысился по сравнению с предшествующим кварталом на 1%, составив 65%. Это лучшее значение показателя за весь посткризисный период.

Вместе с тем, отмечают в ЦКИ, в IV квартале наблюдалось некоторое усиление влияния такого фактора как «недостаток заказов на строительные работы», его негативное воздействие ощущали в каждой шестой (17%) подрядной организации.

Относительное улучшение портфеля заказов в текущем квартале практически не отразилось на состоянии рынка труда в строительстве. Так, баланс оценок изменения численности занятых в отрасли снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 1% и составил 10%. При этом предприниматели дают оптимистичную прогнозную оценку занятости. Так, подавляющее большинство (97%) предпринимателей не намериваются в следующем квартале сокращать сотрудников, причем 18% из них собираются увеличивать штаты. Одной из злободневных проблем в строительстве остается дефицит квалифицированной рабочей силы, причем актуальность его возрастает. В конце года недостаток профессиональных кадров испытывал каждый пятый опрошенный руководитель (21%).

По оценкам предпринимателей, в отрасли также сохранилась тенденция к росту цен как на строительные материалы, так и на строительно-монтажные работы, однако темпы роста несколько замедлились. Как и ранее, доля строительных организаций (71%), отметивших возросшие цены на строительные материалы, превышает долю организаций (51%), отметивших подъем цен на строительно-монтажные работы.

В то же время, по результатам обследования промышленных предприятий в октябре и ноябре, в производстве материалов для строительной отрасли было отмечено усиление тенденции к росту цен реализации готовой продукции. По мнению участников опроса, в следующем квартале повышательная тенденция изменения цен сохранится. Высокая стоимость материалов, конструкций и изделий в строительном бизнесе является одной из основных причин, препятствующих его развитию. В текущем квартале каждый четвертый (24%) руководитель указал этот лимитирующий фактор.

В целом же говорить о том, что стройкомплекс в ближайшем будущем будет динамично расти, пока не представляется возможным.

«В ситуации, когда главный предпринимательский показатель – прибыль находится в более-менее благоприятной зоне, а инвестиционное поведение основных заказчиков строительных услуг в ближайшей перспективе абсолютно непредсказуемо из-за очевидного замедления роста экономики, ждать каких-то акцентированных модернизационных, инновационных и инвестиционных инициатив от самих подрядных организаций вряд ли возможно», – отмечают экономисты ЦКИ.

Рисунок. Динамика индекса предпринимательской уверенности в строительстве

Источники: по России  Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе  Economic and Financial Affairs, European Commission

Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Несмотря на фрагментарные всплески деловой активности в начале и конце текущего года, в целом 2013 год можно назвать стагнационным этапом развития строительного сектора экономики.

Некоторым оправданием пассивного поведения отрасли служит ее большая зависимость от состояния внутреннего спроса на свои услуги. В условиях стагнирующей экономики, когда потенциальные заказчики строительных работ оптимизируют свои затраты, ждать от них серьезных инвестиционных шагов представляется маловероятным. В первую очередь, в период застоя экономические агенты в целях оптимизации затрат сокращают или вообще замораживают капитальные вложения в новое, особенно долгосрочное, строительство и резко тормозят рекрутинговую деятельность. В данных условиях еще хорошо, что строительство не вошло в зону рецессии или резкого спада.

Основными драйверами, кому удалось удержать отрасль от больших потерь, стали государственные инвестиции, особенно в мега проекты текущего года и жилищное строительство. Однако следует иметь в виду, что крупные государственные строительные заказы с гарантированным финансированием – это прерогатива 10-15% подрядных организаций, обладающих действительно широким набором предоставляемых услуг и имеющих соответствующие материальные и финансовые ресурсы, а главное, располагающих лоббистскими возможностями для получения подобных государственных заказов.

Возведение жилищных объектов остается лидирующим направлением по темпам роста в структуре строительной деятельности. Однако, несмотря на высокие темпы роста, задача выйти на запланированные Минрегионом РФ показатели по вводу жилья в 2013 г. в объеме 71 млн. кв. м практически невыполнима. Вместе с тем, здесь есть статистический нюанс. В настоящее время население, особенно высокодоходная его часть, относительно активно удовлетворяет потребность в жилье за счет индивидуального строительства или строительства хозспособом. При этом данное направление строительства зачастую остается вне поля зрения Росстата.

Можно предположить, что и в 2014 г. жилищное строительство останется лидером по интенсивности роста, т. к. пока еще домашние хозяйства не полностью удовлетворили свой отложенный посткризисный спрос на жилье.

К факторам, тормозившим в текущем году активность населения в покупке жилья, помимо классических (высокая стоимость и так и не заработавший полностью механизм ипотечного кредитования) необходимо отметить следующие: наблюдаемые перепады в динамике реальных располагаемых доходов населения; избыточная перекредитованность домашних хозяйств в результате сверх активности кредитных организаций, особенно в 2012 г.; появившаяся у населения тенденция к сбережениям средств на случай минимизации социальных потерь, вызванных очевидным ухудшением экономического состояния страны в целом.

Базовой причиной пассивного поведения заказчиков является высокая себестоимость строительства, причем как производственного, так жилищного. Поэтому основным приоритетом вновь созданного министерства строительства должно стать принятие мер к снижению данного показателя.

Для этого необходимо решить ряд первоочередных задач:

  • устранить административные барьеры и коррупционную нагрузку на строительный бизнес;
  • обеспечить честные и прозрачные процедуры по землеотводам и соответствующее предоставление инженерной инфраструктуры;
  • введение в оборот новых земельных ресурсов под строительство высоколиквидных объектов;
  • сократить время и расходы на прохождение всех предстроительных процедур;
  • принципиально усовершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, вплоть до гармонизации строительных норм и правил, а также системы повышения квалификации занятых в отрасли.

Ряд поручений по наведению порядка в строительной отрасли дал президент РФ Владимир Путин в недавнем ежегодном Послании Федеральному собранию. Остается ждать и надеяться, что выполнение поручений и создание нового федерального регулятора деятельности строительной отрасли уже в ближайшее время позитивно скажутся на улучшении состояния делового климата, как у подрядчиков, так и у заказчиков.

Нельзя также забывать, что решение, на первый взгляд, самых трудновыполнимых задач, поставленных президентом страны в майских указах в 2012 году по созданию за пять лет 25 млн новых инновационных рабочих мест и повышению производительности труда в полтора раза, во многом будет зависеть от активизации строительной деятельности по вводу новых объектов. Хотелось бы надеяться, что новые введенные производственные объекты будут оснащаться современным высокопроизводительным оборудованием, отвечающим критериям, обозначенным в указе.

Как будут выполняться указы, послание президента в части регулирования строительной деятельности и возможные конструктивные инициативы нового министерства, покажет время. Однако уже сегодня, к сожалению, можно утверждать, что решение поставленных задач будет сопряжено с противодействием большого числа чиновников всех уровней, включая представителей строительного лобби, которые заинтересованы в сохранении статус-кво или, по крайней мере, отсутствии слишком резких движений.

Природа указанной заинтересованности достаточно проста. Если произойдут заявленные позитивные реформы строительной деятельности, многие фигуранты, «стоящие на кормлении» от существующих сегодня административных барьеров в отрасли, потеряют или значительно уменьшат свой стабильный и, главное, регулярно получаемый коррупционный доход.

 

18 декабря, 2013 г.