• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жители благополучных стран чаще доверяют незнакомцам

Степень социального доверия, то есть доверия незнакомым людям, в разных странах Европы неодинакова, рассказал сотрудник Высшей школы социальных наук Берлинского университета им. Гумбольдта Нильс Михальски. Исследование «Связь между социальным доверием и человеческими ценностями в Европе»

До сих пор в науке отсутствуют устоявшиеся теории или общепринятые модели, которые бы строго характеризовали понятие «социальное доверие». В своей работе, представленной на Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», организованной Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, Нильс Михальски определил этот термин как общее доверие к неизвестным людям. Он предложил две концепции, в рамках которых можно рассматривать социальное доверие.

Первая – рациональная концепция, согласно которой логика людей последовательна, их доверие основывается на расчетливо-выгодном определении надежности других людей на основе собственного опыта, который постоянно корректируется.

Вторая концепция – нормативно обоснованная, подразумевает, что на доверие влияют моральные нормы, ценности и отношения, которые зависят от культуры. Люди в этом случае имеют оптимистический взгляд на природу человека, который усвоен в ранней юности через социализацию и мораль. Эта концепция описывает состояние, когда, помимо рациональных расчетов надежности, люди не только привычно доверяют другим, но и ведут себя открыто к людям в целом и приобретают, таким образом, в ответ их честность и доброжелательность. Для этой концепции автор использует термин «моралистическое доверие» – предписание обращаться с людьми так, как если бы они были надежны.

В работе автор исследовал социальное доверие как зависимую переменную многоуровневого группового факторного анализа. Для установки инвариантности измерений респондентам предлагались различные формулировки вопросов, связанные с определением социального доверия:

  • Можно ли доверять большинству людей или нужно быть осторожным в общении с ними?
  • Считаете ли вы, что большинство людей будут пытаться использовать вас, если у них будет такая возможность, или они останутся честными?
  • Можете ли вы сказать, что большую часть времени люди стараются быть полезными для других, или они, в основном, заботятся только о себе?

Нильс Михальски выяснил, что социальное доверие существенно зависит от образования, дохода, благополучия, религиозной принадлежности, социальных связей. Он также нашел, что радиус доверия, т.е. круг людей, которым респонденты доверяют, существенно варьируется по странам.

Рисунок 1. Степень социального доверия в разных странах. Данные Европейского Социального Исследования, 2006 г.

 

Вертикальная шкала – степень доверия, 10 – большинству людей можно доверять.
Источник: полный текст презентации «Связь между социальным доверием и человеческими ценностями в Европе»

Оказалось, что наибольшей степенью доверия обладают жители Скандинавских стран Северной Европы, наименьшей –  жители стран Восточной и Южной Европы.

Где справедливость и равенство, там и доверие

Чтобы узнать, будет ли доверие нормативно обоснованно, необходимо не только получить понятие о надежности окружающих людей, но и определить какие нормы или ценности коррелируют с доверием на индивидуальном уровне. В своей работе Михальски, основываясь на данных Европейского социального исследования, проведенного в 34 европейских странах, выявил взаимосвязь между социальным доверием и шкалой человеческих ценностей Шалома Шварца.

Кросс-культурное ценностное пространство, по теории Шварца, определяется двумя осями (открытость переменам – консерватизм, альтруизм – эгоизм) и имеет круговую структуру (см. рисунок 2). В пространстве этих осей располагаются 10 базовых ценностных ориентаций:

  • самостоятельность – творчество, свобода;
  • стимуляция – разнообразие, новизна, увлекательная жизнь;
  • гедонизм – наслаждение, чувственное удовлетворение, удовольствие;
  • достижение – личный успех, амбиции;
  • власть – социальный статус и престиж, богатство;
  • безопасность – стабильность общества и взаимоотношений, социальный порядок;
  • традиция – уважение, приверженность обычаям и идеям традиционной культуры и религии;
  • послушание – ограничение действий, приносящих вред, подчинение нормам;
  • доброжелательность – готовность оказывать помощь;
  • универсализм – понимание, уважение, терпимость, защита благосостояния всех людей и природы, социальная справедливость, равенство.

Это пространство, по мнению Шварца, универсально, и в его рамках можно сравнивать любые культуры, так как базовые ценности представителей разных культур сходны между собой.

Рисунок 2. Круг общечеловеческих ценностей по Шалому Шварцу.

 

Источник: полный текст презентации «Связь между социальным доверием и человеческими ценностями в Европе»

В результате исследования Михальски выяснил, что предпочтение среди респондентов ценности универсализма (социальной справедливости и равенства) коррелирует с социальным доверием на индивидуальном уровне, в этих случаях доверие – моралистическое. Оно наиболее сильно в северных странах и гораздо слабее в восточных и южных европейских странах (особенно в Португалии, на Кипре и в Чехии).

У тех респондентов, для которых в приоритете находятся ценности взаимопомощи и доброжелательности, оказался малый радиус доверия, то есть круг лиц, которым они доверяют. Поскольку связь социального доверия и взаимопомощи является умеренной для большинства стран, а в некоторых вообще отсутствует, ее можно рассматривать как показатель высокой внутригрупповой ориентации. Это является одной из причин закрепления социального неравенства.

Исследование показало, что на уровень социального доверия никак не влияет предпочтение таких ценностей как увлекательная жизнь, творчество, свобода, а также власть, богатство и успех.

Наименее доверчивыми оказались люди, которые отдают свои предпочтения ценности безопасности, социального порядка. Доверие в этих случаях понимается как рациональное. Это проявляется сильнее всего в Центральной Европе, в то время как в северных странах, в частности, в Финляндии – значительно слабее.

Историческая судьба народов, религиозная принадлежность, уровень  образования, благосостояния, культуры формируют отличия в поведении людей и, как одно из следствий, различается степень их социального доверия.  У представителей разных стран Европы уровень доверия к неизвестным людям существенно различается. Жители северных Скандинавских стран более других европейцев склонны видеть в незнакомце благожелательного, честного человека, в то время как у жителей Южной и Восточной Европы уровень и круг доверия меньше. Кроме того, больше доверия к незнакомым людям оказывают те, для кого важны ценности социальной справедливости и равенства, а наиболее подозрительны люди, надеющиеся на социальный порядок и безопасность.

См. также:

Государство в ответе за благополучие граждан
Страна недоверия
Потребительское поведение через призму доверия и ответственности. Исследование Левада-Центра по заказу ЦМИ Сбербанка
Доверие в экономике и общественной жизни

Полный текст презентации «Связь между социальным доверием и человеческими ценностями в Европе»

 

12 декабря, 2013 г.