• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудовые мигранты принимают ценности новой среды

Институциональная среда, а не процесс социализации вносят наибольший вклад в формирование ценностей индивида в современном мире, заявил ведущий сотрудник Института исследований качества жизни Румынской академии наук, социолог Богдан Войку на Третьей ежегодной международной конференции «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», прошедшей в НИУ ВШЭ. Исследование «Изменение ценностей под воздействием международной миграции»

Социализация и институционализация

Сейчас в социологии существуют две конкурирующие теории формирования ценностей: социализации и институционализации.

Теория социализации предполагает, что ценностные установки у индивидуума формируются в раннем возрасте в процессе социализации и во взрослом состоянии остаются неизменными. Они зависят от той среды, в которой оказывается ребенок в процессе своего развития, накладываясь на еще неопределенное внутреннее состояние ребенка, формируют мировоззрение. Изменения в жизненных ценностях общества происходят медленно, лишь со сменой поколений.

Теория институционализации говорит о том, что на формирование ценностей человека влияют также и различные институты, в которых человек оказывается во взрослом состоянии – работа, школа, семья и прочие. Изменение ценностей происходит гораздо быстрее – на протяжении одного поколения.

Теория социализации предполагает, что ценности стабильны. Подтверждение этому можно найти, в частности, в «гипотезе социализации» Инглхарта,  которая затем стала ядром разработанной им теории постматериализма. Однако такое допущение о стабильности ценностей не согласуется с теорией ассимиляции, которая говорит о том, что иммигранты, находясь в принимающей стране, ежедневно взаимодействуют с культурой этой страны, воспринимают модели поведения, отношений, установки и ценности, присущие местным жителям. Также согласно взгляду, содержащемуся в теории культурного запаздывания Огбурна, культура следует за изменениями в экономической ситуации, что предполагает более быстрые изменения, чем при замещении поколений. Кроме того, Инкельc в своих работах  говорит о заводах как о «школе модернизации», в которой неформальное обучение на рабочем месте приводит к изменению ценностных установок.

Согласно теории институционализации, иммигранты для своей успешной адаптации, несомненно, должны усвоить ценностные модели, предлагаемые институтами принимающей страны. Это такие социальные ценности как семья, форма государственного устройства, лингвистическая и культурная однородность нации.

Нынешнее взрослое поколение в Западной Европе не только не переживало времен реального дефицита, но и выросло в среде, с жесткими специфическими нормами социальных и личных отношений. Эти отношения, в свою очередь, определяют жизнь в коллективе в самых глубоких аспектах. Изменение ценностных установок происходит тогда, когда традиционные ценности находятся в состоянии упадка, потери актуальности и целесообразности. Они заменяются новыми ценностями, более подходящими для нового общества. В качестве структуры для формирования новых ценностей выступают такие институты как демократия, нуклеарная семья, рыночные отношения. Однако, Инглхарт и соавторы показывают, что под влиянием высокой инфляции, растущей безработицы или длительного экономического спада может происходить возврат к традиционным ценностям.

Миграция как естественный эксперимент

В исследовании Богдан Войку иллюстрирует механизм, посредством которого социальные институты определяют формирование ценностей. Автор дает сравнительный анализ теорий социализации и институционализации. Объектом исследования была выбрана международная миграция как пример естественного эксперимента. Более подробно автор изучает изменение трудовых ценностей мигрантов как частный случай ценностных изменений. В работе анализировались данные «Всемирного исследования ценностей» по Румынии за 2012 год и миграционные потоки Румынии с 29 странами.

Докладчик рассматривает два момента: во-первых, продолжают ли мигранты разделять ценности страны, которую они покинули, подвергаясь культурному воздействию принимающего общества. Во-вторых, испытывают ли люди, которые в схожих обстоятельствах не уехали, а остались в своей стране, влияние других обществ, вызванное  общением с эмигрировавшими родственниками и друзьями. Для такого анализа автор использует многоуровневое регрессионное моделирование с допущением множественного членства.

Работа: изменения мотивации

Для исследования были выбраны трудовые ценности, поскольку они являются частью более общих ценностных ориентаций, а также основой для модернизации. По сравнению с другими сферами жизни, работа, несомненно, занимает первое место. В современной жизни на людей большее влияние оказывает внутренняя, а не внешняя мотивация работы. На первый план выходят не вопросы жизнеобеспечения, а самореализация, причем люди с более высокими доходами, образованием и квалификацией работают меньше, но интенсивнее.

Рисунок 1. Динамика количества рабочих часов в неделю (на основной работе) в ряде европейских стран, 1983 – 2006 гг.

 

Источник: полный текст презентации «Изменение ценностей под воздействием международной миграции»

Трудовые ценности оценивались по пятибалльной шкале (каждое из положений):

  • унизительно получать деньги без необходимости трудиться для этого;
  • люди, которые не работают, становятся ленивыми;
  • работа – это долг по отношению к обществу;
  • работа всегда должна быть на первом месте, даже если свободного времени становится меньше.

В исследовании учитывался уровень образования, возраст, пол, удовлетворенность жизнью, семейное положение, количество детей, субъективная оценка здоровья, форма занятости (частичная или полная). Автором были изучены изменения ценностей для иммигрантов, которые периодически выезжали за границу по причине наличия там работы, обучения или семьи, за исключением туризма, паломничества и лечения. Причем длительность хотя бы одной из поездок должна была быть не менее месяца в году.

Респонденты, оставшиеся в отправляющей стране, также могут испытывать влияние других обществ посредством взаимодействия с эмигрировавшими соотечественниками или знакомыми из других стран, т.е. влияние на изменение ценностей является многоуровневым. Поэтому в работе были рассмотрены модели с многоуровневым взаимодействием и без него в зависимости от времени, проведенного иммигрантом в принимающей стране.

Станут ли румыны европейцами?

В результате проведенного исследования автор получил подтверждение того, что в современном обществе формирование и изменение ценностей в большей степени может быть описано институциональной теорией и лишь в незначительной – теорией социализации. В формировании ценностей значительную роль играют институты, в которых оказывается человек во  взрослом состоянии по сравнению с социальными условиями детства. При этом важна продолжительность и интенсивность влияния институтов.

В случае трудовой иммиграции более значительное влияние на изменение ценностей оказывает принимающая, чем своя собственная страна. Румыны, имеющие эмигрировавших  родственников и друзей, подвергаются косвенному воздействию обществ принимающей страны через личные связи и средства массовой информации. В этом случае эффекты институционализации оказываются меньше и изменения в ценностях незначительны.

В будущем смена направлений международной миграции может либо ускорить, либо затормозить изменение жизненных ценностей, трудовой этики и процесса модернизации, что, в свою очередь, может существенно поменять лицо мира.

Полный текст презентации «Изменение ценностей под воздействием международной миграции»

 

9 декабря, 2013 г.