• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Родители нацеливают детей на успех в профессии

Социализация ребенка в семье стала проходить сложнее. Ценности родителей с конца 1990-х радикально изменились – материальное начало становится все более приоритетным. Доклад Владимира Собкина «Социология дошкольного детства» в НИУ ВШЭ

Полные семьи придают все большее значение материальным ценностям и профессиональным успехам. Причем наиболее заметные изменения мировоззрения произошли за последние 15 лет у замужних матерей, подчеркнул на регулярном семинаре Института образования НИУ ВШЭ директор Института социологии образования Российской академии образования, профессор Владимир Собкин.

Если в 1997 году матери в полных семьях придерживались традиционных взглядов – указывали на важность родительской позиции и супружеских ценностей, то в 2007 году значимость родительской роли для них уменьшилась, и все больше очков набирают профессиональные успехи. У отцов приоритеты сместились от супружеских ценностей в сторону материальных. Такие изменения ценностной шкалы в семье можно расценивать как вызов системе дошкольного образования и воспитания, отметил профессор Собкин.

Доклад основан на анализе двух массивов данных: опросе в Москве в 1997-1998 гг. (участвовали 941 родитель, 623 ребенка и 270 воспитателей дошкольных учреждений) и опросах в 2007-2008 гг. в Москве (1936 родителей и 320 воспитателей) и в Красноярском крае (2742 родителя и 173 воспитателя). Опросник включал такие позиции, как ценности и страхи родителей, целевые ориентации, стили взаимодействия с детьми (авторитаризм, равноправие и пр.), эмоции при общении с ребенком, жизненная среда и досуг ребенка.

Детям внушают важность профессионализма

Владимир Собкин с помощью факторного анализа выделил четыре пучка ценностных приоритетов родителей, которые составляют оппозиции:

  • супружеские ценности versus материальные;
  • родительская позиция versus профессиональная.

Рисунок 1. Жизненные ориентации родителей: 10 лет спустя

Источник: Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

Картина такова: в 1997 году замужние матери находились в квадранте «родительская и супружеская позиция». Спустя 10 лет эта традиционная позиция претерпела изменения. У матерей в полных семьях «произошел отказ от ценности родительской позиции», а более значимым стал профессиональный успех, отметил эксперт. При этом супружеские ценности для них еще сохраняют значимость.

Примечательно, что в 1997 году это была мужская позиция в семье – профессионализм плюс супружество. Однако в 2007 году у отцов также сместились приоритеты. Профессиональные успехи по-прежнему значимы, а место супружеских ценностей заняли материальные.

Эта тенденция, по мнению эксперта, показывает сложную ситуацию социализации ребенка в изменившейся семье. «Это особый социокультурный вызов», – добавил Владимир Собкин.

В неполных семьях радикальных ценностных изменений не произошло. Незамужние матери придерживаются тех же убеждений, что и в 1997 году. Они находятся в квадранте «родительская позиция и материальные ценности». Однако вектор тех незначительных перемен, которые все же наблюдаются, совпадает с вектором движения у полных семей: значимость материального начала несколько подросла.

Матери воспитывают доброту, отцы – силу воли

Среди наиболее важных качеств, которые семья должна воспитывать в детях, матери выделяют, прежде всего, доброту и отзывчивость к людям, а отцы – волевые качества: настойчивость, выдержку и целеустремленность. Вторая по значимости «номинация» для матерей – уважение к старшим, третья – стремление повышать образование и культурный уровень. Кстати, по третьей – культурно-образовательной – позиции отцы лишь ненамного отстают от матерей.

Таблица 1. Целевые ориентации родителей

Наиболее важные качества, которые семья должна воспитывать в детях Общее Отцы Матери      p < 
Доброту и отзывчивость к людям 73,667,575,8.0002 
Волевые качества: настойчивость, выдержку, целеустремленность 44,751,342,5.0006 
Уважение к старшим 43,64045,3.04 
Стремление повышать образование и культурный уровень 3733,638,4 - 
Умение приспосабливаться к любой обстановке 30,229,830,1 - 
Стремление развивать свои способности 29,527,530,1 - 
Умение достичь материального положения 10,111,99,5 - 
Патриотизм 4,45,73,9 - 
Религиозность 3,43,63,2 - 

Источник: Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

Во многом целевые ориентации родителей оказываются взаимодополняющими в семье, сделал вывод Владимир Собкин. Кстати, такая же тенденция проявляется и в родительских стратегиях воспитания. Тут можно говорить о гендерной специфике.

Матери эмоциональнее, отцы – прагматичнее

«Генеральные линии» воспитания у отцов и матерей дополняют друг друга, подчеркнул эксперт.

В родительских стратегиях воспитания Собкин выделил четыре вектора: ориентация на внутренний мир ребенка versus прагматическая ориентация и эмоциональная включенность versus когнитивная модель контроля (речь о знаниях).

Используя метод факторного анализа, исследователь обнаружил следующие тенденции:

  • замужние матери ориентированы на внутренний мир ребенка и эмоциональную включенность,
  • отцы мальчиков придерживаются когнитивной модели контроля и прагматической ориентации.

Рисунок 2. Родительские стратегии воспитания

Источник: Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

Эти особенности родительских предпочтений подтверждают мысль известного американского социолога и антрополога Толкотта Парсонса, который говорил о двух взаимодополняющих стратегиях в семье: экспрессивной – материнской и инструментальной – отцовской, добавил Владимир Собкин.

В неполных семьях ситуация выглядит иначе: матери ориентированы на эмоциональную включенность и прагматизм. Тут совсем другая модель социализации, прокомментировал эксперт: «Это фундаментальный момент, который необходимо учесть, поскольку более трети детей воспитываются в неполных семьях».

Родители с жестким стилем воспитания учат ребенка адаптационному поведению – умению приспосабливаться к той или иной ситуации.

У родителей с мягким подходом – совсем другая установка: «на самоактуализацию, самопроявление и самостояние ребенка», подчеркнул Владимир Собкин.

Матери больше играют с детьми, отцы – смотрят телевизор

В структуре семейного досуга также проходит гендерный водораздел. Среди видов совместной деятельности с ребенком у матерей преобладают чтение книг, игры и прогулки. Позиция отцов – более пассивна. Вместе с детьми они смотрят телевизор, DVD и видео.

Таблица 2. Структура семейного досуга

Виды совместной деятельности Общее Отцы Матери p < 
Чтение книг 53,944,957,4.008 
Совместная игра 49,149,448,9‑ 
Прогулки 44,539,746,5.0001 
Просмотр телевизора 25,529,324,1.02 
Просмотр DVD, видео 18,321,117,2‑ 
Привлечение ребенка к домашней работе 16,813,317,8‑ 
Строительство, конструирование 16,217,715,8‑ 
Лепка, рисование 15,213,715,5‑ 
Прослушивание музыки, пение 10,29,410,3‑ 
Игра на компьютере 6,110,24,6.02 
Ребенок сам организует свое свободное время 9,37,710‑ 

Источник: Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

Однако отцы мальчиков и девочек ведут себя по-разному. Виртуальная коммуникация – досуг с телевизором и компьютером – охватывает всех отцов. Однако с сыновьями отцы играют, а с дочерьми – нет. Отцы девочек предпочитают «совместные эстетические переживания» – прослушивание музыки и просмотр видео.

Рисунок 3. Организация семейного досуга

Источник: Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

Этот феномен эксперт объяснил так: отцовский репертуар игр не совсем подходит для девочек. Отцы предпочитают игры с острым сюжетом, «экшн». Это интересно мальчикам, но не девочкам.

В отличие от мальчиков, выбирающих «игры на достижения, на выигрыш», девочки любят «игры на отношения». Сегрегация мужского и женского начал, гендерная самоидентификация происходит примерно в 5 лет. В 3-4 года мальчики и девочки еще играют вместе.

Любопытно, что замужние матери умеют встроиться в любую игру – будь то «экшн» или игра в куклы. Еще один вариант их совместного досуга с детьми – лепка, рисование и домашняя работа («реальные партнерские отношения», в терминологии Владимира Собкина).

С незамужними женщинами ситуация совсем иная: они не участвуют в играх своих детей. «Это еще один вызов системе общественного воспитания», – отметил эксперт.

Родители читают детям книги все реже

Исследователь отметил такой риск, как выход родителей «из поля культурного взаимодействия с ребенком».

Так, по мере роста ребенка родители все реже читают ему книги. Таким образом, «уходит совместная деятельность». При этом наблюдается и некий эмоциональный разрыв, снижается позитивное самочувствие от общения с ребенком по ходу его взросления.

Эксперт считает печальным тот факт, что родители перестают читать детям стихи. Совместное чтение стихов «обладает огромным потенциалом эмоционального контакта, для родителя это способ быть эмоционально другим для своего ребенка». Одновременно это выход за рамки обыденных отношений, что очень важно для развития воображения, творческих способностей ребенка.

Список любимых книг все тот же

Вместе с тем, Владимир Собкин подчеркнул и культурную преемственность между родителями и дошкольниками, которая проявляется в выборе книг для чтения.

Родители читают детям тот же набор книг, который читали в детстве им самим книги Чуковского, Михалкова, Барто, Маршака, Ал. Толстого, Носова, русские народные сказки, западную классику для детей. «Ядро литературных предпочтений» остается прежним, прокомментировал эксперт.

С точки зрения литературных предпочтений дошкольников Владимир Собкин выделил также ряд «концептуальных» закономерностей. До трех лет в детском «шорт-листе» значатся, в основном, сказки в стихах, например, Чуковского. В 3-4 года формируются представления о семье через образы животных – тут лидируют сказки («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Репка»). В 4-5 лет с помощью литературы у дошколенка создается образ малыша в мире взрослых («Снежная королева»). В 5-7 лет акцентируется социальное поведение («Винни-Пух и все-все-все», «Золушка», «Золотой ключик», «Малыш и Карлсон», истории о Незнайке).

Исходя из ситуации со списком книг для детей, можно говорить об «устойчивости смыслового культурного ядра», сохранении традиций и национальной идентичности, заключил Владимир Собкин.

См. также:

Детство изменилось и требует нового понимания
Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Российские школы не работают на социальный лифт

Полный текст презентации «Социология дошкольного детства»

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 декабря, 2013 г.