• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этнические кафе являются центром притяжения мигрантов

Этнические кафе являются для мигрантов не столько точками общепита, сколько местами для общения с земляками и единоверцами, для знакомств, развлечения, поиска работы, поддержания бизнес-связей. Исследование «Сообщества мигрантов в Москве: взгляд через этнические кафе» подготовили Евгений Варшавер и Анна Рочева

Исследование этнических кафе позволяет найти сообщества мигрантов, понять механизмы их формирования и функционирования, изучить их внутреннюю структуру, а главное – выявить смыслы и ценности, которые они несут. Попытка ответить на вопрос о том, как устроена мигрантская Москва, была осуществлена в рамках исследовательского проекта Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС и Московской высшей школы социальных и экономических наук. Его результаты представил директор Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер на научно-исследовательском семинаре Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.

Кухня и атмосфера создают центры притяжения

Объектом исследования стали моно- и полиэтнические сообщества мигрантов из Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья. Сообщество – это фрагмент социальной сети с высокой плотностью связей между индивидами. Люди, будучи существами социальными, живут именно в таких группах, а значит мигранты, прибывшие в Москву, должны формировать такие группы. Сообщества обеспечивают обмен информацией, представляют собой механизм социального контроля и канала доверия, кроме этого они поддерживают и создают ценности, нормы и смыслы. Понятно, что потребность в таком общении и группе у приезжих ощущается острее, а отсутствие укорененных социальных связей способствует созданию или использованию публичных заведений для их формирования.

Были и другие причины выбора кафе в качестве площадки для исследования. В подобные заведения люди приходят для общения. Это принципиально важно, так как то, что они обсуждают, прямо влияет на то, что они делают. При этом кафе через кухню и атмосферу поддерживают культурные традиции мигрантов, а значит, формируют для них центры притяжения. С другой стороны данные заведения являются публичными, то есть легкодоступными для исследователей. Здесь можно подолгу и регулярно наблюдать за жизнью сообществ. Кроме того, по различным точкам общепита легко проводить сравнительный анализ.

Проведенное исследования опиралось на натурные обследования и интервью с владельцами кафе и посетителями. Всего было посещено 80 кафе, проведено 200 полуформальных интервью и потрачено на наблюдения около 120 часов, рассказал Варшавер.

Что представляет собой сообщество в кафе? Это группа постоянных посетителей, знакомых между собой, с официантами и владельцами заведения. Атмосфера заведения определяется тем, что посетители знают друг друга лично – здороваются за руку с официантами и другими гостями, общаются «через стол». Кафе используется не только, как место, где едят, но и как место встречи, контактов, связей. Среди работников присутствуют visible minorities – люди, которых в том или ином сообществе определяют как иных - по культурным, этническим и прочим основаниям. Среди посетителей этнических кафе не менее половины составляют представители visible minorities.

Национальные точки общепита

В результате исследования было выявлено пять типов сообществ, точнее - четыре типа сообществ и отдельно выделенное "киргизское общество", или "город в городе".

Рисунок 1. Классификация кафе по кластерам сообществ

Источник: Полный текст презентации «Сообщества мигрантов в Москве: взгляд через этнические кафе»

  1. Исламские полиэтнические сообщества, сформированные вокруг мечетей и мест питания около них. Исламская инфраструктура, лишь частично связана с мечетью. В самих кафе могут размещаться места для молитвы. Данные заведения отличает халяльная кухня. Сообщество данных кафе является для мигрантов биржей труда, сетью сбора и распределения ресурсов. Кроме этого, это «сообщества смысла» – в заведениях сильна исламская идентичность. Исламские сообщества делятся на подгруппы и группы, но наиболее важным делением является разделение на «кавказцев» и всех остальных. Кафе обеспечивает социальным капиталом «периферийных мусульман» – африканцев, новообращенных.
  1. Земляческие сообщества. Автор поясняет, что это не этнические сообщества. Сообществ, объединяющих таджиков или узбеков, в Москве нет. Для формирования таких национальных сообществ нет контекста.

Яркой иллюстрацией данного тезиса является сообщество самаркандцев. Самарканд – город древней культуры, где веками совместно жили таджики и узбеки, иранцы и русские, мусульмане и христиане, причем город избежал крупных вспышек национализма в постсоветское время. Самаркандская идентичность перекрывает узбекскую и таджикскую. Земляческое сообщество самаркандцев – это 3 «центра» (Строгино, Сходненская, Теплый Стан). Распределения по центрам определяется доступностью месторасположения для конкретного человека и, отчасти, родом занятий.

О том, как формируется и функционирует сообщество этнического кафе, Евгений Варшавер рассказал на примере конкретного заведения. Данное кафе появилось, как «бизнес-проект» ташкентской узбечки. Привлечение членов сообщества, осуществлялось с использованием «сарафанного радио» – таксистов-самаркандцев, для которых в заведении были скидки. Подбирался и персонал – повара, администраторы из Самарканда. Именно персонал, а не хозяйка заведения играл основную роль в формировании сообщества.

Другим примером является земляческое сообщество памирцев. Сообщество делится на подсообщества по районам Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Оно функционирует «по событиям», не имея устойчивой связи с каким-либо кафе. Евгений Варшавер на основе проведенных наблюдений выдвигает гипотезу о механизме «склейки» данного сообщества через свадьбы.

  1. В третью группу входят «корпоративные» сообщества, сформированные вокруг мест питания рядом с рабочими местами. Например,  на том или ином рынке.
  1. В четвертую группу выделяются сообщества азербайджанского бизнеса. Эти заведения фактически являются местом регулярных неформальных встреч партнеров по бизнесу. 

Наконец, результатом исследования стало обнаружение параллельного киргизского общества. Настоящим сообществом данное объединение не является, Поскольку "КиргизТаун" служит средой, где люди знакомятся - в отличие от сообществ, которые уже подразумевают интенсивные контакты между хорошо знакомыми людьми. Миграция из Киргизии принципиально отличается от миграции из других среднеазиатских стран и по моделям миграции, и по участию в миграции женщин, и по миграционному режиму (до недавнего времени между этой страной и Россией действовала облегченная процедура получения гражданства). "КиргизТаун" - это общество с высокой степенью институциональной наполненности, поскольку включает «городской» набор всех необходимых институтов: пресса, больница, компании по микрокредитованию, спортзалы, клубы единоборств, ночные клубы и дискотеки.

В качестве примера места сбора данного общества автор рассказывает о кафе на юго-западе Москвы. Оно функционирует в дневное время в качестве точки общественного питания, а в вечернее и ночное время здесь проводится «киргизская дискотека». У проекта продумана и логистика – для вечернего и ночного посещения клуба ходят маршрутки от станции метро «Юго-западная» с 21:00 туда и с 4:30 обратно. Примечательно, что владелец этого заведения по национальности–азербайджанец. Создание центра притяжения для другой этнической группы является для него бизнес-проектом.

Подводя итоги эмпирической части исследования Евгений Варшавер подчеркнул, что внутри сообществ доминируют диагональные связи – жесткого подчинения нет, но есть лица, обладающие высоким авторитетом. Во многом именно они определяют настроения и поведение представителей сообществ. Взаимодействие с ними в рамках развития миграционной политики, безусловно, могло быть полезным.

См. также:

Бирюлево Западное: откуда взялись мигранты и чем они заняты?
Мигранты и экспаты
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Мигранты спасают россиян от неквалифицированного труда
Мигранты привозят демократию на родину

Полный текст презентации «Сообщества мигрантов в Москве: взгляд через этнические кафе»

 

29 ноября, 2013 г.