• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые технологии изменят университеты

Обострение конкуренции на мировом образовательном рынке ставит под удар традиционные университеты США и Европы. Чтобы выжить, вузы должны добавить к своим давним преимуществам технологии соперников – массовых онлайн-курсов, учебных центров корпораций и успешных университетов в развивающихся странах. Майкл Барбер, Кейтлин Доннелли и Саад Ризви в эссе «Накануне схода лавины», вышедшем в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования», предлагают университетской системе сценарий спасения в пору технологической революции в образовании

Глобализация высшей школы, экспансия массовых онлайн-курсов, борьба за «мирового студента» и ужесточение конкуренции на образовательном рынке, подобно стихии, могут снести устоявшуюся университетскую систему. Речь идет о выживании традиционных вузов, ради которого придется поработать всем – ректорам, преподавателям, правительствам, гражданам, убеждены авторы эссе «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция» в журнале «Вопросы образования», № 3 за 2013 год. Член международного консультативного комитета Программы развития ВШЭ, экс-советник министра образования Великобритании Майкл Барбер, глава фонда «Образование по средствам» (Лондон) Кейтлин Доннелли и исполнительный директор по вопросам эффективности компании Pearson Саад Ризви доказывают, что простое поддержание статус-кво старой университетской системы недопустимо – слишком велики ставки.

Состояние мировой экономики, напряженность международных отношений, огромный разрыв между богатыми и бедными являются аргументами в пользу радикальной трансформации высшей школы. Именно сейчас миру нужно поколение, образованное лучше, чем когда-либо раньше, заявляют авторы эссе.По сути, речь идет о «новых людях» – генераторах идей, инноваторах, по поводу которых общественное мнение и правительства обычно питают большие надежды.

Чтобы растить это «всемогущее» поколение, традиционным университетам придется перелицевать всю свою жизнь – от кампусов до способов проверки знаний, убеждены Барбер, Доннелли и Ризви. Только усилив свои преимущества и технологически перевооружившись, старые вузы смогут ответить на вызов, брошенный им новымиучастниками образовательного рынка – курсами онлайн-обучения, корпоративными «школами» и консалтинговыми агентствами.

Практика в приоритете

Рынок образования стал высококонкурентным. Альтернативу функциям «старого» университета представляют, например:

  • организатор массовых открытых онлайн-курсов (MOOCS) компания Coursera (в проекте участвуют свыше 30 университетов, запланированы почти 200 курсов);
  • сайт «General Assembly», на котором обучают практическим навыкам;
  • консалтинговые агентства, занимающиеся развитием личности;
  • корпоративные университеты крупных компаний.

«Ценность стандартной [университетской] программы падает, а специализированные курсы, напротив, в цене», – подчеркивают авторы эссе. Новые образовательные институции гибко реагируют, во-первых, на спрос со стороны работодателей, нуждающихся в конкретных навыках сотрудников и недовольных «абстрактным» теоретическим багажом их знаний, а во-вторых – на потребности самих учащихся.

На деле студенты оказываются «клиентами» университетов и «центром»  учебного процесса. Вузы, которые хотят выжить в новых жестких условиях, просто не могут игнорировать пожелания своей аудитории.

Так, «некоторые студенты считают, что обучение в процессе реальной деятельности и в постоянном общении со старшими коллегами эффективнее, чем изучение теоретических курсов», приводят пример авторы эссе. И выход, который тут возможен, – большее участие работодателей в учебном процессе, в создании образовательных программ, а также в наставничестве. В качестве примера оптимального баланса теории и практики исследователи приводят «курсы по стартапам в Стэнфордском университете, где студенты действительно создают собственные компании».

Помимо усиления практической составляющей обучения, ректоры университетов, по мнению авторов статьи, должны работать над повышением качества услуг, предоставляемых учащимся, расширять и углублять обучение, делать его более увлекательным.

Но даже достижение более высоких результатов – не повод почивать на лаврах. Для ясного понимания конкурентных преимуществ университетам нужно регулярно проходить экспертизу своих программ – с помощью мониторингов, рейтингов и пр.

В то же время, подчеркивают Барбер и его соавторы, абсолютизировать эти оценки не стоит. Рейтинги – инструмент не только развития (конкуренции, поощрения университетов и пр.), но и сдерживания системы. Так, хорошие молодые университеты не могут прорваться в мировые «чарты», если не располагают достаточным количеством ресурсов.

Университетам поможет «клиническая база»

У университетов больше нет «монополии» на знания, подчеркивается в работе. Лекции ведущих ученых можно найти в Интернете и прослушать тогда, когда удобно учащемуся. Да и набор лекций в виртуальном пространстве богаче, чем в обычных университетах. «Множество “вирусных” видео бросают вызов самому статусу лекции», - считают авторы эссе.

Более того, в виртуальном пространстве можно дистанционно выполнять задания и контролировать этот процесс, общаться с однокурсниками, например, через скайп или социальные сети. Полный переход в виртуальное пространство невозможен, по сути, лишь для небольшого количества дисциплин – прежде всего тех, которые предполагают серьезную практику, работу с людьми. Речь идет, например, о медицине или педагогике, когда необходима «клиническая практика» (такой термин существует в США и в применении к педвузам). Тут одними виртуальными тренажерами не обойтись – нужна «очная» работа. Так что в этом случае у традиционных университетов точно есть своя ниша.

Вузы должны сотрудничать с городом

Авторы статьи перечисляют преимущества, которые остались у традиционных университетов: фундаментальные и прикладные («монетизируемые») исследования, привлечение молодых талантов, работа в качестве «инкубатора» стартапов, выработка инноваций и, в конечном счете, взаимодействие с региональной экономикой. Все эти сюжеты предполагают налаженные связи ученыхи вузов с бизнес-структурами и органами власти, а главное – работу университета в качестве мозгового центра более крупного «коллективного разума» - города.

В этом тезисе Барбер, Доннелли и Ризвиопираются на монографию «Триумф города…» известного урбаниста, профессора Гарвардского университета Эдварда Глейзера (см. статью «Города преумножают богатство, здоровье и счастье»). Он изучает мировой мегаполис не просто как инфраструктуру, но как «сообщество взаимосвязанных людей». «Если рассматривать город именно в таком качестве, то значение университета становится совершенно очевидным», – комментируют Барбер и его соавторы. Примеры взаимовыгодногосотрудничества вузов с региональной экономикой – «тандемы» Силиконовой долины со Стэнфордским университетом, а также Бостона – с Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом(MIT). При этом в обоих случаях воплощается в жизнь лозунг «Университеты – городу и миру», поскольку, например, годовой объем сбыта компаний, созданных выпускниками MIT, по всему миру составляет около 2трлн долларов.

«Преподаватели, студенты и все оснащение, такое, как театр и художественный центр, должны физически находиться в одном месте», – добавляют авторы эссе. Иными словами, традиционным университетам стоит уделять особое внимание условиям проживания студентов и их досугу.

Университеты должны сокращать расходы, повышая качество

Перед университетами стоят серьезные финансовые вызовы. Получение диплома обходится все дороже, однако его рыночная стоимость снижается - на фоне роста безработицы среди молодых специалистов. В таких условиях «помощь выпускникам в трудоустройстве становится насущной задачей», подчеркивают исследователи. По их мнению, вузам можно брать пример с Эксетерского университета в Великобритании, при котором действует Центр занятости, где учащиеся всегда могут получить совет и где поощряют волонтерскую работу.

Чтобы нормализовать финансовую ситуацию, университеты также должны сокращать расходы, повышая качество образования. «В верхних строчках [мировых образовательных] рейтингов могут оказаться только университеты, обладающие мощной научно-исследовательской базой и низким показателем соотношения численности учащихся и преподавателей, - пишут Барбер, Коннелли и Ризви. - Однако в эпоху современных технологий, когда учащиеся могут производить знания самостоятельно, как в группах, так и индивидуально, можно и нужно добиваться превосходных показателей функционирования университета без высоких фиксированных затрат».

Университеты должны выбрать амплуа

Каждый университет должен ясно сознавать, какие сегменты рынка он хочет обслуживать и как именно он будет это делать. Время многофункциональных университетов, выдающих дипломы и осуществляющих малоэффективные исследовательские программы, прошло, отмечают авторы эссе.

Варианты нового позиционирования университетов, по их мнению, таковы:

  • Элитный университет;
  • Массовый университет;
  • Университет, занимающий определенную нишу;
  • Местный университет;
  • Университет, обеспечивающий обучение в течение всей жизни.

Круг элитных университетов, которые готовят «золотой» кадровый резерв, обычно узок, однако у них сохраняются сильные преимущества. Это узнаваемый бренд, котирующийся у работодателей диплом, крупные фонды, множество знаменитых выпускников, яркий исторический бэкграунд.

Такие университеты будут, как и раньше, привлекать звезд академического небосвода, львиную долю престижных грантов и самых талантливых студентов со всего мира. Однако это не значит, что элитные университеты не должны меняться, отмечают авторы эссе. Нужно перенимать современные технологии, обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту, поощрять учащихся к созданию сетей деловых связей, а также сравнивать свои достижения с «портфолио» других вузов по всему миру.

Авторы статьи добавляют: «Элитные университеты будут разрастаться за счет партнерства с местными вузами в разных странах мира и создания новых кампусов вдали от основного… Яркими примерами могут служить экспансия Йельского университета в Сингапур при содействии Национального университета Сингапура и кампус Нью-Йоркского университета в Абу-Даби».

Массовые университеты смогут обеспечить хорошее образование представителям среднего класса во всем мире, используя глобальные наработки и адаптируя их к нуждам своих студентов. В этих вузах, прогнозируют авторы статьи, будут в основном учить онлайн или сочетать разные методы обучения и стараться удовлетворить потребности сотен тысяч студентов одновременно. При этом учащиеся смогут планировать личную программу обучения.

У нишевых вузов – гуманитарных, правовых колледжей, институтов искусств – также есть будущее, которое авторы видят так: «Маленький город, красивый кампус, выдающиеся преподаватели и чувство общности». Университеты этого типа в принципе мало зависят от технологий.

Местные университеты могут сыграть ключевую роль в постоянном обновлении региональной экономики. Примеры тому – Институт управления бизнесом и Институт делового администрирования в Пакистане. В Индии такую функцию выполняют местные технологические институты. Они не входят в мировые рейтинги университетов, однако получили признание работодателей как технические вузы высшего уровня.

В группу местных вузов также входят медицинские, инженерные и другие институты, которые готовят кадры для «жизнеобеспечения» местной экономики.

Люди будут учиться постоянно

Эта модель образования предполагает установку людей на обучение и переобучение в режиме нон-стоп – в соответствии с требованиями рынка труда и собственными интересами.

Фактически это новый стиль жизни, который, как эмоционально заявляют авторы статьи, подразумевает личную ответственность граждан «за себя и за мир вокруг». Барбер, Коннелли и Ризви поясняют: «Каждый гражданин – это потенциальный учащийся и потенциальный создатель рабочих мест». В работе приводится популистский, но, тем не менее, вполне веский аргумент: Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ричард Брэнсон и другие гуру современного мира, хотя и не освоили университетскую программу, однако смогли изменить мир, поскольку занимались собственным образованием в течение всей жизни.

См. также:

Университет служит инкубатором для среднего класса
Паспорт компетенций заменит диплом вуза
Города преумножают богатство, здоровье и счастье
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Российские вузы пытаются преодолеть границы

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 25 ноября, 2013 г.