• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Facebook* и Вконтакте мешают друг другу

Социальные медиа и новые СМИ играют большую роль в организации протестов. Но наличие двух соцсетей – Facebook* и  ВКонтакте – дробит аудиторию на две группы, тем самым снижая общую активность и скоординированность акций, заявили эксперты на конференции «Культура, диверсификация и развитие», прошедшей в НИУ ВШЭ

После «Арабской весны» широко обсуждался вопрос, каково влияние социальных медиа на политические протесты, направленные на изменение существующего режима. И протестующие на площади Тахрир в египетской столице, и участники политических протестов в России использовали социальные сети для координации своих действий. Сотрудники НИУ ВШЭ и Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов, Алексей Макарьин, Мария Петрова и Леонид Полищук исследовали социальные сети Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ВКонтакте и их воздействие на участие жителей в протестах более чем в 500 российских городах в работе «Социальные медиа и участие в протестах: данные по России».

Карта протестов 10 декабря 2011 года

 

Красным цветом выделены российские центры протеста, синим – зарубежные 

Facebook* против Вконтакте

Социальные сети являются источником информации, формируют политическую и гражданскую позицию. Сеть ВКонтакте была создана в 2006 году как русский клон Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). Первыми зарегистрировавшимися в сети ВКонтакте стали студенты Санкт-Петербурга и Москвы, а также их друзья и родственники. В дальнейшем к этим городам присоединились другие. Не желая терять столь обширную аудиторию, Facebook (экстремистская организация) в 2008 году предложил русский интерфейс, а в 2010 году договорился о бесплатном доступе к m.facebook.ru с ведущими российскими провайдерами сотовой связи.

Эти две социальные сети оказались очень похожими по функциям и даже по цвету интерфейса. Однако, к 2011 года сеть ВКонтакте насчитывала уже более 30 млн уникальных посетителей в месяц против 15 млн в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). При этом в сети ВКонтакте уже было зарегистрировано 55 млн пользователей, а в Facebook (экстремистская организация) – лишь 6 млн человек. Это объясняется, вероятно, тем, что ВКонтакте к 2008 году успела сформировать свою аудиторию, что существенно замедлило распространение Facebook (экстремистская организация) в России. Анализу поведения аудитории этих двух сетей было посвящено данное исследование.

Методология, которую использовали ученые, учитывала местонахождение пользователей ВКонтакте и Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), кросс-секционные отношения между этими социальными сетями. Основное внимание было уделено сети ВКонтакте, как имеющую более многочисленную аудиторию.

Авторы проанализировали активность различных групп пользователей соцсетей в российских городах. Поведение пользователей, их социальная сплоченность и способность к образованию групп протеста анализировались в зависимости от образования, уровня заработной платы и проникновения интернета, опыта участия в протестах в период позднего СССР. Отдельно рассматривались региональные центры, районные центры, города на различном расстоянии от Москвы. В ходе исследования определялось дробление городов по социальным группам в зависимости от принадлежности к той или иной социальной сети. Ученые пришли к выводу, что социальные сети способствуют информированности, координации, усилению социального давления.

Сетевая раздробленность

Для определения каналов координации и социальной связанности в режиме online исследователи выяснили механизмы внутригородской раздробленности между Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ВКонтакте. В одном городе людей может объединить несколько онлайновых социальных сетей, но обычно интенсивно используется только одна.

В городах с более раздробленными сетями, при прочих равных условиях, менее вероятно возникновение массовых протестов. Причинами этого являются меньшее социальное давление и более сложная координация участников различных сетей.

Авторы сделали вывод, что сейчас социальные медиа активно помогают людям в организации протестов, однако их роль со временем снижается, поскольку новые СМИ фрагментируют население по социальным группам. Большее влияние социальные медиа имеют в крупных городах, выступая координаторами действий участников.

См. также:

Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ТВ, революция и контрреволюция
Твиттер и российский протест
Научный анализ российских протестов
Россиян объединяет ксенофобия

Полный текст презентации «Социальные медиа и участие в протестах: данные по России»

 * принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.

22 ноября, 2013 г.