• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

России необходимо увеличивать экспорт услуг

В России развитие экспорта услуг вызывает куда меньше интереса со стороны государства, чем наращивание экспорта товаров. Между тем, во всем мире увеличивается доля экспорта услуг, в первую очередь – компьютерных и информационных. России необходимо подержать этот мировой тренд

В ходе анализа внешнеэкономической деятельности России выясняется, что такому существенному компоненту внешней торговли, как торговля услугами уделяется недостаточно внимания и экспертным сообществом, и органами государственного управления. Исследование показателей внешней торговли услугами свидетельствует, что такое пренебрежение незаслуженно.

Активное развитие международной торговли услугами относится к середине двадцатого века. Показателем этого процесса стал рост доли сектора услуг в ВВП, который сопровождался увеличением занятости в этой сфере. Увеличение производительности труда высвобождало рабочие руки, а растущая сложность оборудования и технологических процессов вели к росту разделения труда, возникновению новых сфер деятельности и отраслей, в том числе непроизводственных и, как следствие, усложнению структуры экономики. В результате расширялся перечень новых профессий и объем спроса на соответствующих специалистов, в том числе в отраслях непроизводственного сектора. Например, в Великобритании сектор услуг обеспечивал 1297 рабочих мест на 10 000 занятых в 1851 году и 2750 – в 1951 году.

Основное внимание в экономических учениях уделялось товарному производству и, соответственно, торговле товарами. До середины прошлого века сфера услуг рассматривалась как вспомогательная.

Но к началу 1950-х годов стремительный рост сферы услуг привел к тому, что ее стали рассматривать как самостоятельный сектор экономики наряду с промышленностью и сельским хозяйством. Работы Алана Дж. Б. Фишера «Противоречие прогресса и безопасности» и К. Кларка «Условия экономического прогресса» стали основополагающими еще в предвоенный период. Укрепилось мнение, что по уровню развития сектора услуг можно судить о степени развития экономики в целом, выделяя аграрный (преобладание сельского хозяйства), индустриальный (промышленность) и постиндустриальный (сектор услуг) уклады.

Как подтверждение такого подхода, развитие мировой экономики и в особенности экономик развитых стран во второй половине двадцатого века сопровождалось неуклонным ростом в них доли сферы услуг. Двадцать первый век продолжил укрепившуюся тенденцию (см. таблица 1).

Таблица 1. Доля сферы услуг в ВВП отдельных стран и мира в 1970-2010 гг., %

 19701980199020002010
Германия4857616871
Италия5256656973
Япония5158606771
Великобритания5557647278
США6164707579
Мир в целом5357626871

Источник: Всемирный банк 

В течение второй половины XX века рос и объем мировой торговли услугами: за период с 1980 по 2011 годы он увеличился в десять раз, к 1987 году впервые превысил 1 трлн долларов, а к 2011 году – уже превысил 8,3 трлн долларов (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Мировой оборот торговли услугами в 1980-2011 гг., млрд. долл.

Источник: ВТО

Услуги как часть несырьевого экспорта

В России развитие экспорта услуг не значится отдельным направлением государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности» отсутствуют индикаторы внешней торговли услугами, а сама она упоминается только в привязке к торговле товарами и движению капиталов.

Отчасти приоритет товарной торговли объясняется соотношением объемов внешней торговли товарами и услугами России. По данным Банка России, оборот внешней торговли услугами России в 2012 году составил 157 млрд долларов (экспорт 58 млрд долларов, импорт – 99 млрд долларов). Масштаб скромный, если сравнивать его с внешней торговлей товарами, оборот которой в том же году достиг 865 млрд долларов (529 млрд долларов – экспорт, 336 млрд долларов – импорт). Однако такой подход представляется не совсем верным.

Во-первых, объем торговли услугами меньше объема торговли товарами во всем мире примерно в те же пять раз, Россия в этом плане не исключение. Более того, по показателям объема торговли услугами наша страна входит в число 30 ведущих стран-экспортеров (22 место в 2011 году) и в топ-20 стран-импортеров (15 место).

Во-вторых, с точки зрения развития внешнеэкономической сферы России в целом, экспорт услуг – это часть несырьевого экспорта, причем не самая маленькая. Одним из резервов роста российской экономики обоснованно считается наращивание неэнергетического экспорта, в частности, экспорта машин и оборудования. В настоящее время он составляет порядка 30 млрд долларов и к концу текущего десятилетия планируется его рост до 60-65 млрд долларов. В то же время экспорт услуг уже практически достиг этого уровня и есть все основания считать, что его дальнейшее развитие также будет способствовать росту несырьевых отраслей и в конечном итоге – росту и диверсификации российской экономики в целом.

Структура услуг должна быть сбалансирована

Главные проблемы российской внешней торговли услугами:

  1. устойчивое отрицательное сальдо. Отрицательное сальдо внешней торговли услугами России крайне стабильно: с 1994 году российский экспорт услуг ни разу не превзошел импорт, в 2012 году разница между ними составила почти 2 раза;
  2. структурная несбалансированность экспорта услуг России. В настоящее время более 80% российского экспорта услуг приходится всего на три их вида: транспортные, прочие деловые (юридические, консалтинговые, архитектурные, инженерные и др.) и поездки (деловые и туристические). Эти виды составляют основной объем и мировой торговли услугами, но по миру их доля формирует примерно 70%, так что перекос в их сторону у нас все-таки имеется.

В то же время у России низок, как в абсолютном, так и в относительном выражении экспорт финансовых, компьютерных и информационных услуг, а также роялти и лицензионных платежей. Совокупная доля этих видов услуг в мировом экспорте достигает 20%, в российском – всего 7%.

Более того, анализ мирового экспорта отдельных видов услуг показывает, что в течение последнего десятилетия наблюдался опережающий рост экспорта финансовых (до 2008 года) и компьютерных услуг. Если экспорт услуг в целом в 2000-2011 году увеличился в 2,8 раза, то экспорт финансовых услуг – в 3,1 раза, страховых – в 3,4 раза, компьютерных – в 5,1 раза. Доля компьютерных услуг в мировом экспорте за десять лет увеличилась в два раза, с 3% до 6%, в то время как транспортных – снизилась с 23% до 20%. Доля поездок также снизилась с 32% до 25%. И если доля транспортных услуг начала сокращаться после начала кризиса 2008-2009 годов, то снижение доли поездок происходило в течение последних десяти лет, что позволяет говорить о долгосрочной тенденции.

Если экспорт финансовых услуг сильно пострадал в результате кризиса 2008-2009 годов (в 2009 году он снизился по сравнению с 2008 годом на 14% и восстановился до предкризисного уровня только в 2011 году), то тенденция роста экспорта компьютерных и информационных услуг оказалась устойчивой. В 2009 году его объем, хотя и снизился по сравнению с 2008 годом менее чем на 3%, уже в 2010 году увеличился на 11%, показав самое низкое падение и самый высокий темп прироста соответственно среди всех учитываемых видов услуг в этот период.

Сохранение этих тенденций в среднесрочной перспективе сделает главным фактором роста мирового экспорта услуг именно рост компьютерных и информационных услуг, что должно дополнительно стимулировать развитие их экспорта в нашей стране.

Таким образом, задачей развития внешней торговли услугами России в ближайшие годы является наращивание объема экспорта услуг, а также увеличение в нем доли, прежде всего, высокотехнологичных услуг ‑ компьютерных и информационных.

Резервы для развития есть

О резервах наращивания экспорта по каждому виду услуг судить непросто. Слишком разные сектора со своими возможностями и проблемами развития требуют отдельного исследования возможных мер поддержки.

К примеру, сдерживающим фактором развития российского экспорта транспортных услуг является ограниченность пропускной способности железнодорожных магистралей в Сибири и на Дальнем Востоке. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,5 млн тонн в год и не имеет резервов расширения пропускной способности на протяжении 280 км пути, что снижает возможности транзитных перевозок с Дальнего Востока в Европу.

В то же время в последние годы открываются перспективы развития Северного морского пути, что, напротив, в будущем может стать фактором развития экспорта транспортных услуг России.

Развитие экспорта финансовых услуг сдерживается низким уровнем развития финансового рынка России в целом. Так, в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) по этому критерию в 2012-2013 году Россия заняла 130 место из 144.

Поддержка государства необходима

Для развития экспорта услуг необходима определенная поддержка государства:

  1. Улучшение инвестиционного климата в России.

    Специфика торговли услугами допускает осуществление экспортных поставок услуг, в том числе компьютерных и информационных, финансовых, строительных, инженерных и других, на территории России (покупка услуги нерезидентом у российского резидента на территории России). Таким образом, развитие российского сектора услуг само по себе будет способствовать росту экспорта услуг России, не говоря уже о росте конкурентоспособности российских компаний на внешних рынках.

    Однако для компаний сферы услуг в не меньшей степени, чем для предприятий сферы материального производства, значимо качество предпринимательской среды: уровень и скорость предоставления государственных услуг, степень развития правоохранительной системы и регулирующего законодательства, доступность финансовых услуг, включая возможность привлечения иностранного капитала, наличие адекватного рынка труда и т.д.

    Пока же по уровню развития предпринимательской среды Россия далека от мировых лидеров (112 место из 185 в рейтинге DoingBusiness).

  1. Поддержка экспорта услуг малых и средних российских компаний. Сфера услуг предоставляет большие возможности для развития малого и среднего бизнеса. Но часто именно малые и средние компании, в том числе непроизводственного сектора, сталкиваются с трудностями при выходе на внешние рынки. Для преодоления этих барьеров необходима комплексная (финансовая, информационная, организационная) поддержка при участии всех элементов формируемой системы поддержки экспорта (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, торговые представительства за рубежом, центры развития внешнеэкономической деятельности в регионах).
  1. Развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной. Одним из «узких» мест развития экспорта российских услуг (транспортных, туристических, деловых) является низкий уровень развития инфраструктуры. Например, в России слабо развита региональная авиация и инфраструктура авиаперевозок в целом. В том же рейтинге конкурентоспособности ВЭФ по этому показателю Россия занимает 104 место. Кроме того, в России действует всего два высокоскоростных железнодорожных маршрута, и оба – через Москву.

    Дополнительным фактором развития инфраструктуры и экспорта услуг в ближайшие годы должны стать крупные спортивные мероприятия – Олимпиада в 2014 года и чемпионат мира по футболу – в 2018 году. При всей дискуссионности вопроса об экономическом эффекте Олимпиады для принимающей страны, пример Барселоны, ставшей крупнейшим туристическим центром Европы именно после Олимпиады 1992 года, говорит о возможностях в этой области.

Роман Волков, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

 

Автор текста: Волков Роман Геннадиевич, 21 ноября, 2013 г.