• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудовые мигранты займутся обустройством Москвы

Развитие экономики «Большой Москвы», создание новых высококвалифицированных рабочих мест в городе не возможно без проведения четкой кластерной политики и привлечения трудовых мигрантов, отметили эксперты на семинаре «Стимулирование развития качественных рабочих мест в Москве» в НИУ ВШЭ

Два года прошло с тех пор, как правительством был презентован проект «Большая Москва», увеличивающий размеры столицы за счет территории Московской области в 2,4 раза. В общей сложности к городу перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа – Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений (в Подольском, Ленинском и Наро-Фоминском районах Подмосковья). Также к Москве отошла часть территории Одинцовского и Красногорского районов Московской области. Общая площадь «Большой Москвы» превысила 150 тысяч га.

После официального расширения своих административных границ с 1 июля 2012 года Москва поднялась с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира. Однако качественных изменений жизни в столице не произошло. Основными целями проекта были: демонтаж традиционной моноцентрической структуры Московской агломерации, упорядочение градостроительного зонирования, экономический рост за счет развития инфраструктуры, строительства и пр. Результатом расширения территории должно было также стать развитие рынка труда, в том числе создание новых высококвалифицированных рабочих мест, как в старой, так и в новой Москве. Пока данные идеи реализованы не были.

Чиновники Москвы и Московской области и ученые-экономисты пытались ответить на важный вопрос о мерах, механизмах, приоритетах формирования сбалансированного размещения мест проживания и работы на присоединенных территориях. На семинаре, организованном Институтом региональных исследований и городского планирования ВШЭ, Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ совместно с ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт (НИиПИ) Генплана Москвы» были рассмотрены аспекты оптимизации бюджетных поступлений на присоединенной территории, а также проблемы трудовой миграции в Москве.

Развитие «Новой Москвы» невозможно без кластеров

«Большая Москва» многофункциональна. И.о. директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина назвала 12 точек роста расширенной столицы, у каждой из которых есть «своя специализация». «Например, в Бекасово планируется создать новый логистический узел, в Щербинке предполагается развитие производственных функций, а Вороново, к примеру, может стать рекреационной зоной», – перечислила она. Среди других точек роста: административно-деловой центр в Коммунарке, аэрокластер во Внуково, логистический центр в Марушкино, историко-туристическая зона в Астафьево и несколько агрокластеров. На всех этих территориях «должны быть созданы высокопроизводительные рабочие места, которые не будут перегружать инфраструктуру», заявила Нигматулина.

При реализации проекта «Большая Москва» столичные власти учтут опыт развития Берлина, сообщил замдиректора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Александр Савченко. «У Москвы и Берлина много общего, поэтому опыт развития столицы Германии нам очень важен и интересен», – заявил он. К примеру, у российской и немецкой столиц есть общие черты в планировочной структуре. Кроме того на протяжении длительного времени Восточный Берлин развивался идентично Москве. «Конечно, есть и серьезное различие, в первую очередь оно касается численности населения. Если сегодня в Берлине проживает четыре миллиона человек, то в Москве – 12 миллионов », – сказал Савченко.

Савченко также упомянул и различия по типу экономической политики. После объединения восточной и западной частей Берлина в городе было определено несколько точек роста и власти страны стали развивать кластеры различной направленности: инфо-медиа, биотехнология и биохимия, деловые услуги, комплекс инфраструктуры, рассматриваемый как индустрия. Выбор кластеров основывался на их потенциальной конкурентоспособности в мировом масштабе. «Не надо пытаться спасать все предприятия. Надо выделить точки роста и их вытаскивать. Основной принцип отбора: конкурентоспособность внутри страны и потенциал в мировом масштабе плюс имеющиеся возможности подготовки и переподготовки кадров», – подчеркнул Савченко.

Результаты такой экономической политики оправдали ожидания. Берлин стал одним из центров привлечения иностранных капиталов, и существенно увеличил занятость в высокотехнологичных отраслях. Треть новых предприятий страны создаются именно в Берлине, отметил Савченко. «Этот опыт формирования тематических кластеров достаточно интересен. Однако не стоит забывать о развитии дорожного каркаса новых территорий и социальной инфраструктуры», – добавил он, говоря о «Большой Москве».

Кредиты и квалифицированные кадры стимулируют бизнес

Для создания на новых территориях столицы высококвалифицированных рабочих мест, умных производств, по мнению замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Владимира Королева, следует создать особую систему стимулирования – облегчить доступ бизнеса к кредитным ресурсам, ввести специальные налоговые стимулы. «Необходимо разработать новые механизмы создания высокопроизводительных рабочих мест, умных производств. Для этого, следует провести кластеризацию региональных экономик, которая должна стать стратегическим выбором правительства», – подчеркнул он. Речь может идти о 5-7 кластерах, которые повысят инновационную и инвестиционную активность и приведут к росту производительности труда. Это бизнес-услуги и IT, финансовый кластер, туризм, фармацевтика, система высшего образования, культура и медиа, торговля, считает Королев.

Есть отрасли, потенциал развития которых для столицы очень велик. Например, доходы от туризма в странах ОЭСР равны 11% ВВП, у нас это только 0,9%.

«Развитие Москвы чрезвычайно важно для всей страны, так как именно на Москву смотрят регионы», – отметил эксперт.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что для сбалансированного развития социально-экономической ситуации, в том числе на территории «Новой Москвы», следует четче обеспечивать взаимосвязь между деятельностью учебных заведений и потребностями рынка труда.

Без мигрантов Москву «не поднять»

Территория «Новой Москвы» должна вместить миллион рабочих мест, считает Карима Нигматулина. Вопрос лишь в том, какими они должны быть и кто их займет.

Когда коренное население Москвы и регионов России сокращается, и такая же ситуация наблюдается на Украине и в Белоруссии, новые рабочие места в Москве будут заполняться мигрантами из дальних регионов СНГ, отметили участвовавшие в семинаре демографы. Так, отметил доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян, 20% рождений в Москве дают мигранты. Без них ежегодная рождаемость в столице составит около 100 тысяч человек, что очень мало. «В Москве миграция вносит серьезный вклад в общее число рождений. Естественный прирост собственно московского населения минимален, так как в среднем москвички рожают только одного ребенка», – отметил эксперт. При этом, подчеркнул он, 45% тридцатилетних, то есть, людей максимально активных в трудовом плане, – в Москве приезжие. Он делает вывод, что «поднять» такую огромную территорию без мигрантов будет физически невозможно.

С 2009 года общие потоки трудовой миграции в Москву существенно увеличились, говорит директор Центра статистики труда и заработной платы ВШЭ Зинаида Рыжикова. При этом 41% составляют мигранты, приехавшие из Московской области, на втором месте – жители Тульской области. В общем объеме миграционного потока регионы России занимают 30%. Средний возраст мигрантов 36 лет.

В ряде отраслей мигранты замещают более трети рабочих мест, например, в строительном секторе Москвы – 37% рабочих мест. «“Новой Москве” необходимо привлечь рабочих из Московской области, в том числе для того, чтобы разгрузить транспортную систему “старой» Москвы”», – убеждена Рыжикова. По ее словам, без мигрантов развитие Москвы невозможно. На сегодняшний день в Москве насчитывается 149 тысяч вакансий (заявок от работодателей) при потенциале рабочей силы в 20 тысяч человек. «Они не покрывают потребности в рабочей силе даже по одному количественному критерию», – подчеркнула Рыжикова.

 

18 ноября, 2013 г.