• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство экономит на здоровье

Расходы на здравоохранение, заложенные в федеральном бюджете на ближайшие три года, неизбежно приведут к снижению качества медицинской помощи в России. Такой вывод можно сделать из анализа бюджетных расходов, проведенного экспертами Центра развития НИУ ВШЭ в очередном выпуске бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и бизнесе»

Проект федерального бюджета на 2014-2016 годы принят Госдумой в первом чтении, несмотря на многочисленные претензии к бюджетным параметрам, в частности, к структуре расходов. Расходы на «человеческий капитал» в главном финансовом документе страны принесены в жертву оборонным расходам, утверждают эксперты Центра развития. Эксперты рассмотрели более пристально проблему финансирования расходов на «человеческий капитал» применительно к здравоохранению и оценили потребность в расходах бюджетной системы на здравоохранение в среднесрочной перспективе.

Из всех видов расходов на «человеческий капитал» ситуация с расходами на здравоохранение выглядит наиболее драматично. Расходы федерального бюджета на здравоохранение с учетом трансфертов фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС), в соответствии с проектом федерального бюджета, в 2014 году сокращаются по сравнению с предыдущим годом на 8,6% в номинальном и на целых 13% в реальном выражении. В конце плановой трехлетки, в 2016 году, они сокращаются, соответственно, на 18,2% в номинальном и на 29% в реальном выражении.

По замыслу Минфина, пикирующее снижение расходов на здравоохранение из федерального бюджета должно быть компенсировано ростом расходов бюджетов ФОМС, в том числе за счет увеличения трансфертов за неработающее население из региональных бюджетов (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Расходы на здравоохранение по уровням бюджетной системы, в % ВВП

 

Источник: Минфин.

Рост расходов ФОМС за три года должен составить свыше 44% в номинальном и 26% в реальном выражении. Между тем, по весьма оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, фонд оплаты труда по экономике, являющийся налоговой базой для страховых взносов в ФОМС, в ближайшие три года должен вырасти всего на 28%.

Доходы региональных бюджетов, как показали события текущего года, в условиях стагнации оказались весьма неустойчивы, и неясно, смогут ли регионы поддерживать собственные расходы на здравоохранение даже в номинальном выражении при снижении трансфертов из федерального бюджета. Тем более сложно регионам будет обеспечить существенное увеличение трансфертов территориальным ФОМС. Эксперты не понимают, на чем строил Минфин свои прогнозы.

Сокращение расходов на здравоохранение тревожно само по себе, но эта тенденция выглядит еще опаснее на фоне международных сопоставлений, отмечают эксперты. Из данных, содержащихся в таблице 1, видно, что для развитых стран Европы и США характерно соотношение расходов на здравоохранение и ВВП в 7-9%, для стран Восточной и Центральной Европы – 5-6%. Конечно, для ряда развивающихся стран это соотношение ниже. Для России данное соотношение в соответствии с проектом бюджета имеет явную тенденцию к снижению (см. рисунок 1), а целевой ориентир на 2016 год – 3,3% ВВП – будет ниже нынешнего уровня данного показателя для всех развивающихся стран, входящих в ОЭСР.

Таблица 1. Государственные расходы на здравоохранение, % к ВВП

 2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.
 отчетотчетотчетотчет
Россия3,84,33,73,5
ЕС 276,97,67,57,3
США7,68,38,48,5
Великобритания7,38,287,8
Франция8,5998,9
Чехия5,66,76,26,3
Эстония4,75,354,7
Венгрия55,15,25,1
Польша4,95,254,8
Турция4,4   
Чили3,13,73,53,5

Источник: Минфин, ОЭСР.

Если учесть, что в здравоохранении, как и в других отраслях бюджетной сферы, предусмотрено повышение заработных плат врачам и медицинскому персоналу, то предстоящие изменения структуры расходов на здравоохранение заставляют уже не плакать, а смеяться, говорят эксперты.

Таблица 2. Соотношение заработных плат медицинского персонала и врачей со средней заработной платой в 2013-2018 гг., в %

 2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2017 г.2018 г.
Младший медицинский персонал (ММП)50,15152,470,5100100
Средний медицинский персонал (СМП)75,676,279,386,3100100
Врачи125,7130,7137159,6200200

Источник: Минздрав.

Планом деятельности министерства здравоохранения определена динамика соотношения зарплат по категориям занятых на период 2013-2018 годов (см.таблицу 2), которая позволяет рассчитать ФОТ по отрасли и сопоставить его с данными об общих расходах бюджетной системы на здравоохранение в 2013-2016 годах. в соответствие с проектировками Минфина (см. таблицу 3).

Таблица 3. Общие расходы и ФОТ в здравоохранении в 2013-2016 гг., млрд. руб.

 2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Расходы на здравоохранение ОНБП2429,12508,32638,22837,3
Доля ФОТ в общих расходах, %56616675
ФОТ в здравоохранении1354,2154217322136,1
Условная потребность в расходах на здравоохранение2429267129173380

Источник: Минфин, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Из данных таблицы 3 следует, что если жизнь будет складываться по сценарию Минфина, то доля ФОТ в объеме расходов быстро увеличится, что будет вести к деформации структуры затрат и, в конечном итоге, к снижению качества услуг здравоохранения. В этой связи, для целей расчета потребности в расходах на отрасль на ближайшие три года эксперты предположили, что неснижение качества услуг достигается при сохранении стабильного реального уровня всех остальных расходов, кроме ФОТ (индексация на 5% в год).

Расчеты показали, что расходы на здравоохранение, запланированные в проекте трехлетнего бюджета, оцененные с позиций потребности, серьезно занижены. Скорее всего, в ответ на это Минфин заявит, что модернизация здравоохранения и повышение зарплат должны привести к росту эффективности расходов и снижению численности занятых в отрасли. И расскажет о том, что происходящие сейчас «слияния и поглощения» больниц, также как и частичное замещение стационарной помощи амбулаторной, и есть путь структурных реформ в отрасли. Но эти слова, не подтвержденные расчетами и оценками, экономистов не впечатляют. Грамотная реструктуризация, как минимум, требует затрат на повышение квалификации занятых в амбулаторном звене и повышение их технической оснащенности. Следов ни того, ни другого эксперты в бюджете не обнаружили.

Полученные оценки неудивительны. Ведь стагнация в экономике вкупе с наращиванием военных расходов и реализацией инвестиционных мегапроектов не оставляют иного выбора, кроме как отказаться от курса на принятое в современном мире приоритетное финансирование расходов на развитие человеческого капитала. Однако, с другой стороны, российские власти удивительно упорно пытаются вести страну в направлении, противоположном тому, куда двигаются все остальные.

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №57 за 19 октября – 1 ноября 2013 года

 

7 ноября, 2013 г.