• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации спасут экономику регионов

Четко поставленные цели, выбор отраслевых приоритетов, наличие квалифицированных кадров и позитивное отношение общества – вот залог успешного развития инноваций в регионах и, как следствие, экономического процветания территорий. Доклад «Основные принципы разработки стратегии инновационного развития субъекта РФ»

Для ускорения темпов роста экономики во всем мире традиционно используются инновации. При этом в России роль стратегии инновационного развития в региональном планировании все еще недооценена. На прошедшем в Санкт-Петербурге XII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему» завотделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд представил доклад «Основные принципы разработки стратегии инновационного развития субъекта РФ», в котором объяснил цели, задачи и инструменты инновационной политики на региональном уровне.

Тревожные макроэкономические показатели вынуждают регионы обращать внимание на инновации. В 2013 году дефицит региональных бюджетов может составить 700 млрд рублей, что является следствием общего торможения в экономике и сокращения инвестиций. Одиннадцать российских регионов уже находятся в кризисе. Так, по данным Росстата, в сентябре текущего года промпроизводство упало в 36 регионах. За январь – август в тринадцати регионах зафиксировано отрицательное сальдо между прибылью и убытками всех предприятий. Сборы по налогу на прибыль за три квартала снизились в 29 регионах. Все факторы вместе сошлись в 11 субъектах. В «зону риска» экономисты записали в числе прочих Сахалин, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Костромскую и Липецкую области. Как отмечают правительственные чиновники, «подушка безопасности еще есть». Но насколько ее хватит и хватит ли для выполнения соцобязательств и инфраструктурных проектов, намеченных властями, неизвестно.

По словам Голанда, реализация региональной инновационной стратегии должна быть направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства. Также властям придется потратить силы на улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры, например, научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

«Когда экономика замедляется, инновации используют как инструмент ускорения – резерв для повышения темпов роста ВРП», – констатировал Михаил Голанд. Следствием эффективной реализации инновационной стратегии станет модернизация производств, повышение конкурентоспособности региональных предприятий, рост ВРП и налогооблагаемой базы, увеличение числа высокотехнологичных рабочих мест и средней зарплаты по региону.

Отраслевые приоритеты

Обозначить цели и задачи инновационного развития – это первый шаг при разработке всей программы развития. Цели можно сформировать на основе статистических данных, профессиональной экспертизы региональной инновационной стратегии, статистическим анализом и сопоставлением с другими региональными практиками.

Данный анализ, по словам Голанда, может быть проведен на основе «Рейтинга инновационного развития субъектов РФ», подготовленного НИУ ВШЭ. В нем исследуются региональные инновационные системы по четырем группам показателей: социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал субъекта РФ, инновационная деятельность в регионе и качество региональной инновационной политики.

На втором этапе формирования программы должны быть определены отраслевые приоритеты поддержки инноваций. Михаил Голанд обращает внимание на то, что «в силу бюджетных ограничений и сложившейся региональной структуры экономики, со своими конкурентными преимуществами и недостатками, поддерживать инновационное развитие всех отраслей невозможно». Необходимо проведение форсайт-исследования и анализа текущей ситуации для определение потенциала ключевых отраслей. «Часто под инновациями подразумевают появление новых отраслей и предприятий, однако эффект от внедрения инноваций в уже имеющихся, традиционных отраслях гораздо выше, чем от создания новых», – подчеркивает Голанд.

На третьем этапе разработки инновационной стратегии региона необходимо провести ее увязку с федеральной инновационной политикой. «То есть учесть федеральные приоритеты, чтобы получить софинансирование из федерального бюджета», – поясняет Голанд. Инструменты софинансирования могут быть разными: программы государственно-частного партнерства, в том числе, участие в различных инновационных программах госкомпаний, кластерах, технологических платформах. По оценке эксперта, на закупки и разработку инновационных решений крупнейшими госкомпаниями выделяется 400-450 млрд рублей ежегодно.

В фокусе внимания – кадры

Для эффективной реализации инновационной политики, по мнению Голанда, надо обеспечить координацию всех органов региональной власти, отвечающих за финансы, образование, бюджет, экономическое развитие. Наличие квалифицированных кадров также является необходимым условием инновационного развития региональной экономики. «Можно установить самое современное оборудование, но если на нем некому работать, оно никак не повлияет на эффективность бизнеса», – объясняет автор доклада. При этом речь идет не только о квалифицированной рабочей силе. Требуются ученые и исследователи, а также компетентные чиновники. «Зачастую невозможно купить самую современную технологию, – говорит Голанд. – Чтобы преодолеть технологический разрыв, нужны собственные разработки. А от региональных чиновников, ответственных за инновационное экономическое развитие, во многом зависит эффективность реализуемых мероприятий».

Успех проводимой политики по инновационному развитию региона во многом определяется отношением общества к инновациям. В связи с этим в стратегию следует заложить мероприятия по популяризации инновационной деятельности. Например, создание специализированного интернет-портала, освещение в региональной прессе историй успеха инноваторов и инновационно-активных предприятий.

Михаил Голанд подчеркивает: «Стратегия должна быть реалистичной. Она не должна содержать невыполнимых мероприятий, недостижимых показателей, невероятных проектов. Также стратегия должна пройти общественное обсуждение, с участием представителей делового сообщества, ведущих научных и образовательных организаций, профильных НКО. Текст стратегии должен актуализироваться и корректироваться раз в три-четыре года. Для ответственных за реализацию стратегии чиновников в зависимости от достигнутых результатов должны быть установлены премии или санкции – вплоть до увольнения».

См. также:

Кластеры не помогут экономике регионов
Инновациями движет открытость
Ошибки рынка и господдержка инноваций
Без инновационного предпринимателя экономика не растет

  Полный текст презентации «Основные принципы разработки стратегии инновационного развития субъекта РФ»

 

6 ноября, 2013 г.