• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отмене виз препятствуют политические разногласия

Скорый переход к безвизовому режиму между Россией и ЕС маловероятен. Отмене виз препятствует как общий контекст отношений России и ЕС, так и ряд отдельных политических разногласий, считает международная группа ученых. Исследование «ЕС – Россия: упрощение и либерализация визового режима» будет представлен 5 ноября в ходе открытой дискуссии в НИУ ВШЭ

«Визовый» диалог между Россией и ЕС длится более десяти лет. Еще в ходе двухстороннего саммита в Санкт-Петербурге в мае 2003 года обе стороны назвали безвизовый режим долгосрочной целью. Но решение вопроса об отмене виз не принято до сих пор.

Наиболее значимым результатом диалога стало принятие в 2011 году «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС». В этом документе закреплен список действий, которые должны быть предприняты сторонами в процессе переговоров об отмене виз для краткосрочных поездок граждан. Документ носит общий характер, и полная реализация Совместных шагов не предполагает автоматического введения безвизового режима краткосрочных поездок.

Структура «Совместных шагов» включает четыре основных «блока» вопросов:

  • защищенность документов, включая биометрию;
  • незаконная миграция, включая реадмиссию;
  • общественный порядок, безопасность и правовое сотрудничество;
  • внешние связи.

Исследователи из России, Бельгии, Польши, Великобритании, Нидерландов и Германии по поручению Координационного совета Гражданского Форума ЕС–Россия проанализировали действующее визовое законодательство ЕС и России. Кроме того, были изучены двусторонние соглашения между Россией и ЕС, их соглашения с третьими странами, а также лучшие практики и проблемы, имеющиеся в действующем визовом законодательстве. По итогам данной работы в апреле 2013 года правительствам были представлены рекомендации по упрощению визового режима и продвижению к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС.

Визы дорожают

Проанализировав существующую практику выдачи виз, авторы доклада выделили ряд проблем.

Не полностью реализованы возможности использования гармонизированных списков документов, что могло бы обеспечить одинаковые правила для всех заявителей. При рассмотрении заявлений о выдаче виз неэффективно используются возможности электронного документооборота и современные средства связи. К примеру, Всемирная туристическая организация ООН рекомендует использование электронных виз (eVisa) в качестве безопасной и эффективной альтернативы бумажным визам. Их легче получить, и при этом заявителю не нужно лично присутствовать при подаче документов, передавать паспорт, что особенно важно для стран, где отсутствует разветвленная сеть посольств и консульств.

Страны ЕС и Россия все чаще привлекают для обработки заявлений о выдаче виз внешних сервис-провайдеров, то есть визовые центры. Это позволяет увеличить эффективность обработки большого количества заявлений, но за счет визовых и сервисных сборов растет стоимость рассмотрения заявлений. Кроме того, данная практика увеличивает риски дискриминации заявителей.

Поэтому, эксперты рекомендуют обеспечить заявителям возможность выбора между подачей заявлений напрямую в консульство или визовый центр. При этом должен быть гарантирован одинаковый уровень качества. Важно обеспечить высокую квалификацию персонала визовых центров, четкое понимание ими визового законодательства.

Многократные долгосрочные визы выдаются довольно редко, и это тоже усложняет передвижение граждан, отметили исследователи. Регулярная выдача многократных виз с максимальным сроком действия существенно облегчила бы жизнь не только путешественникам, но и снизила бы нагрузку на консульства и визовые центры, отметили эксперты.

Так же эксперты выявили, что заявители нередко не знают о своих правах или не имеют возможности их реализовать, что только добавляет проблем. Например, формально заявитель может обжаловать отказ в получении визы, но реально данным правом мало кто пользуется из-за недостатка информации, языкового барьера, сложности проведения данной процедуры. Авторы исследования рекомендуют лучше информировать заявителей об их правах, ввести упрощенную и единообразную процедуру обжалования решения о выдаче виз.

Нарушение прав человека мешает диалогу

Рассуждая о перспективах отмены виз для краткосрочных поездок, авторы доклада отмечают, что при реализации «Совместных шагов» больше всего разногласия вызывает интерпретация положений четвертого блока вопросов под названием «внешние связи». Представители РФ считают, что этот блок вопросов имеет политический характер, а потому менее важен по сравнению с техническими требованиями по подготовке к введению безвизового режима. Основной упор делается на решение технических вопросов из остальных блоков: введение биометрических паспортов, совершенствование оперативного сотрудничества между пограничными службами, внесение поправок в нормативные акты о мерах миграционного контроля в РФ.

Между тем, многие страны-члены ЕС и политические институты Евросоюза, напротив, считают, что вопросы соблюдения основных прав и свобод имеют исключительно важное значение. Для дискуссии о визовом режиме оказались крайне значимыми разногласия сторон по вопросам интерпретации основополагающих ценностей – таких, как правовое государство, демократия и права человека.

Ход «визового» диалога находится в сильной зависимости от общего контекста отношений России и ЕС. Осуждение Европарламентом нарушений прав человека в России, проведения президентских и парламентских выборов, расхождение во взглядах по вопросам, касающимся экономических взаимоотношений РФ и Евросоюза, нормам антимонопольной политики в сфере энергетики, неоднозначная позиция членов ЕС по поводу «угрозы» нелегальной миграции в случае изменения визового режима – все эти факторы тормозят решение визового вопроса.

Авторы доклада подчеркивают, что со временем в ходе визового диалога России и ЕС все большее внимание уделяется вопросам соблюдения прав человека в России, а не проблемам, имеющим прямое отношение к миграционной политике.

Для дальнейшего продвижения в области либерализации визового режима сторонам необходимо сосредоточиться на реализации шагов, имеющих прямое отношение к визовой политике, настаивают эксперты. То есть сторонам нужно договориться по вопросам управления миграционнымипроцессами и обеспечения безопасности при введении безвизового режима. Для оценки готовности сторон к введению безвизового режима следует использовать четко определенные критерии и индикаторы.

Полный текст доклада «ЕС – Россия: упрощение и либерализация визового режима»

 

5 ноября, 2013 г.