• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок

Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы»

Вопрос эффективности государственных закупок в последние годы часто поднимается в СМИ. В основном озвучиваются проблемы целесообразности закупок тех или иных товаров, приводятся примеры необоснованно высокой цены, низкого качества товаров и несоблюдения условий контрактов. Еще одной проблемой является межрегиональная разница в цене на один и тот же товар. Выявить причины этой разницы попытались сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ – Анна Бальсевич, Светлана Пивоварова, Елена Подколзина.

Механизмы эффективности

На территории России действуют единые, определенные федеральным законом правила осуществления государственных закупок во всех субъектах РФ. Этим законом установлено несколько механизмов размещения государственного заказа:

  • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • путем проведения закрытого аукциона (на сумму менее 500 тысяч рублей);
  • путем проведения открытого аукциона (или электронного аукциона);
  • путем проведения открытого конкурса (ограниченное количество случаев).

Целесообразно сравнить эффективность этих механизмов, сопоставив уровень устанавливаемой цены и число участников конкурса в результате применения различных инструментов.

Можно было бы предположить, что цены на один и тот же товар будут равными, а высокая конкуренция между участниками поспособствует установлению более низкой цены. К такому сценарию развития событий есть и теоретические предпосылки. В исследовании американского экономиста Дж. Стиглера (Stigler «Economics of Information», 1961), посвященных экономической теории в целом, и в более поздних исследованиях непосредственно по механизму государственных закупок (Bulow, Klemperer, 1996) доказывается, что полнота информации гарантирует меньшие затраты на поиск поставщика и приводит к более низкой и унифицированной цене. В случае госзакупок большая прозрачность приводит к большему количеству продавцов и более низкой цене. Тем не менее, позднее тот же Стиглер, описывая черты олигопольного рынка (Stigler «A Theory of Oligopoly», 1964), и Дж. Робинсон (Robinson, 1985) – одна из немногих знаменитых женщин-экономистов, анализировавшая особенности механизма государственных закупок, пришли к выводу, что полнота информации и прозрачность может приводить к обратному эффекту. В этих условиях может выделяться недостаточно средств для осуществления контроля над исполнением заказа, что приведет к сговору и росту цен.

Бензин покажет прозрачность цен

Что же влияет на прозрачность цен, устанавливаемых по контракту государственных закупок в России? Для ответа на этот вопрос в качестве объекта анализа были выбраны государственные закупки бензина, так как этот продукт обладает стандартизированными параметрами качества, что делает возможным межрегиональное сравнение. Также он покупается повсеместно во всех регионах частными компаниями и государственными структурами и обладает относительно предсказуемым спросом. Государственные закупки осуществляются для исполнения социальных обязательств – снабжения больниц, школ и других объектов на средства регионального бюджета и для обеспечения деятельности самого административного аппарата. В ходе исследования использовалась официальная информация –статистика, данные сайтов государственных закупок, были изучены все контракты государственных закупок на рынке бензина за 2009-2010 годы для десяти субъектов РФ. Из этих источников были взяты следующие данные:

  • в качестве зависимой переменной – цена контрактов;
  • в качестве независимых переменных – число участников и прозрачность информации (собственный индекс авторов);
  • в  качестве контрольных переменных – данные по виду процедуры, сроку действия договора и объему поставок, дате подписания контрактов (июнь/декабрь), обороту всех транспортных перевозок в регионе, уровню коррупции (недобросовестной конкуренции);
  • в качестве инструментальных переменных – плотность автомобильных дорог, разнообразие видов топлива в договоре.

Плотность автомобильных дорог взаимосвязана с объемом поставляемого бензина, с числом поставщиков и в итоге с количеством участников торгов. Разнообразие используемых видов топлива взаимосвязано с количеством продавцов, обладающих требуемыми товарами, что также влияет на количество участников торгов. На основе этих данных был проведен регрессионный анализ (подробные расчеты смотрите в презентации после текста).

Результаты оказались неожиданными

В итоге авторы приходят к неочевидным выводам. Во-первых, цены на контракты ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, это лидер рынка. Видимо, другие игроки рынка в этом случае просто отказываются от участия в конкурсе. Возможно, деятельность лидера рынка в этих случаях является более эффективной. К более низкой цене приводят и такие факторы как доступность и прозрачность информации, а также высокие объемы контрактов.

Во-вторых, другим вызывающим вопросы результатом оказалось неэффективность открытых аукционов, которые, хоть и способствуют увеличению числа участников тендера, но в итоге приводят к более высокой цене договора. Повышение конкуренции в данном случае не приводит к повышению эффективности. Кроме того, более высокой цене способствуют проведение аукционов в конце отчетного периода – в июне или в декабре, когда расходуется существенная доля бюджетных средств. Продолжительные сроки контрактов также приводят к росту закупочных цен.

См. также:

Не разбазарить триллион
Электронные аукционы не снижают цены закупок
Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд рублей
Система госзакупок: на пути к новому качеству. Доклад Государственного Университета – Высшая Школа Экономики
Возможности горизонтальной и вертикальной координации при осуществлении государственных закупок: анализ ситуаций

Полный текст презентации «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России»

 

31 октября, 2013 г.