• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе

Ежедневно около 1 млн жителей Подмосковья направляются на работу в Москву. При этом «районы выбытия» несут ущерб – теряют перспективные трудовые ресурсы, а контраст между уровнями жизни в центре и на периферии столичного региона растет. Сетевой журнал НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» изучил челночные перемещения жителей Подмосковья между местом работы и домом

Нестоличные труженики-невидимки

«К маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый трудоспособный житель Подмосковья», – подсчитали профессор и доцент кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Юлия и Юрий Шитовы. Их материал «Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе» в свежем номере журнала Института демографии НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» представляет собой коллективный портрет людей, регулярно передвигающихся между областью и столицей ради работы, учебы и лучшей жизни.

Маятниковые мигранты, подчеркивают авторы статьи, – обычное явление в условиях, когда столица из «точечного» города превращается в агломерацию: расширяет территории и включает в орбиту своего влияния другие города. Челночные перемещения трудовых мигрантов при этом играют некую структурообразующую роль – укрепляют связи между центром и периферией.

Вместе с тем, отмечают исследователи, из-за оттока людей «золотого» трудового возраста – 25-40 лет – периферия утрачивает самостоятельность и превращается в придаток центра. Да и проблема теневых зарплат становится все острее.

Одна из главных сложностей переписи маятниковых мигрантов в том, что многие из них не склонны раскрывать свой статус, поэтому в этой математике неизбежно возникают погрешности. Авторы работы опирались в расчетах на данные научных исследований, начиная с 1961 года, а также на муниципальные документы и публикации журналистов. Эту информацию подкрепляли документы, не предназначенные для широкой аудитории, например, базы данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда и пр. В результате сравнения подсчетов «ежедневный пассажиропоток центр-область был оценен на уровне 0,9-1,2 млн человек, что близко к оценкам других авторов», отмечают Юлия и Юрий Шитовы.

Законы «маятника»

При быстром росте города чрезмерная плотность населения входит в противоречие с дальнейшим ростом производительности. Территориальные возможности для расширения производства ограничены, транспорт перегружен, а условия жизни становятся все хуже «из-за скученности, дороговизны, загрязнения воздуха и шума», отмечают исследователи. В результате город начинает расти экстенсивно – «захватывает» все новые территории и трансформируется в агломерацию.

Такие «укрупненные» города становятся более эффективным механизмом концентрации производства и населения и притягивают маятниковых мигрантов. Однако регионы-«доноры» рабочей силы при этом проигрывают. «Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни центральных и периферийных районов, которые ведут к территориальному дисбалансу экономики региона», – подчеркивают исследователи.

Авторы работы выделили ряд закономерностей регулярных перемещений жителей области в столицу:

  • Приток маятниковых мигрантов из Подмосковья в Москву всегда превышал движение в обратную сторону;
  • Самые длительные и дальние ежедневные поездки совершают люди 22-30 лет;
  • Из районов с низким качеством жизни «маятниковые» потоки всегда шире;
  • Около 3% жителей Московской области, работающих в столице, переезжают жить в Москву;
  • Декларированные доходы маятниковых мигрантов существенно меньше реальных. В 2001 году общий объем их теневой зарплаты, по расчетам исследователей, составил 20-30 млрд рублей.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Женщины ездят столько же, хотя зарабатывают меньше

Основную долю маятниковых мигрантов составляют люди наиболее эффективного трудового возраста – от 25 до 40 лет, отмечают исследователи (рис. 2). В старшем возрасте трудно проявлять подобную мобильность. Большая часть жителей Подмосковья в возрасте 40-60 лет работает в своем городе.

Рисунок 2. Возрастные и гендерные профили жителей Московской области (МО), а также МТМ в 2001 году.

 

Авторы работы акцентируют, что возрастные профили мужчин и женщин, участвующих в челночных передвижениях, почти не отличаются.

В среднем маятниковые мигранты Подмосковья проезжают 50 км, проводя в дороге около часа в одну сторону. Шитовы конкретизируют: «Было установлено равенство женщин и мужчин в отношении длительности и длины маятниковых поездок, хотя оплата труда женщин почти на 20% ниже оплаты труда мужчин».

В работе исследован и квалификационный аспект миграции. «Высококвалифицированные работники с высокими зарплатами ездят в среднем дальше и дольше», – пишут авторы статьи.

Маятниковая миграция обескровила периферию

Интегральный показатель качества жизни региона рассчитывался на основе 25 базовых показателей его социально-экономического положения, таких, как: финансы и инвестиции, индустрия, сельское хозяйство и услуги, доходы населения, демография, экология, социальная сфера и ЖКХ. «Качество жизни районов Подмосковья снижается по мере удаления от центра, – констатируют исследователи, – и центростремительная маятниковая трудовая миграция является существенным фактором влияния» (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость интегрального показателя качества жизни в районах Подмосковья, в зависимости от расстояния до Москвы в км (горизонтальная шкала) в 2009 году.

 

Вместе с тем, очевидно, что отток работников «золотого возраста» (25-40 лет) вызывает проблемы на локальном рынке труда, подчеркивают авторы работы. Так, дефицит возникает именно в тех специальностях, которыми обладают маятниковые трудовые мигранты.

Карта потоков маятниковых мигрантов неразрывно связана с пространственными картинами зарплат, рынка жилья и транспортом.

«Картина дифференциации зарплат отражает центробежные тенденции распределения доходов в Московской области, – пишут Юлия и Юрий Шитовы. – Заработная плата концентрируется в близких к Москве городах и районах и “утекает” из удаленных районов».

Примечательно, что границей «нулевого эффекта» оказывается зона в радиусе 50 км от Москвы. Работники районов, расположенных внутри этого кольца, оказываются в более выигрышном положении (эффект близости к мегаполису), чем жители отдаленных районов.

На рынке жилья Подмосковья был установлен «устойчивый радиальный градиент снижения стоимости жилья при удалении от центра к периферии».

В результате количественного сопоставления всех факторов авторы работы установили, что «разрыв зарплат между центром и районами (избыточный доход маятниковых трудовых мигрантов) в сочетании с выгодой от проживания в районе вместо центра в количественном выражении соотносим с издержками – временными и имущественными – маятниковых мигрантов на дорогу дом – работа».

Этот баланс, по словам исследователей, «подтверждает динамическое равновесие на рынке труда в плане мобильности рабочей силы».

См. также:

Портрет маятникового мигранта
Города преумножают богатство, здоровье и счастье
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Мигранты и экспаты
Неформальная занятость приносит деньги, но не счастье

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 30 октября, 2013 г.