• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штрафы и доверие к государству стимулируют людей платить налоги

Высокий уровень доверия к госинститутам и серьезные штрафные санкции для неплательщиков способствуют росту собираемости налогов. К такому выводу пришел международный коллектив ученых в исследовании «Уплата налогов и доверие, межстрановой эмпирический анализ», которое представил завлабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин на международной научной конференции «Культура, многообразие и развитие»

Игра в налогоплательщика

Исследование опиралось на принципы поведенческой экономики. Оно охватило шесть стран – две развитые страны – Австрию и Италию, двух новых членов ЕС – Венгрию и Румынию и две развивающиеся страны – Россию и ЮАР. Для анализа были сформированы десять групп по восемь человек в каждой стране. В качестве участников эксперимента были выбраны студенты-экономисты с соблюдением гендерного баланса, средний возраст которых составил 22 года (в России – 19 лет). Также было проведено анкетирование с целью выявления ценностных предпочтений респондентов.

Участникам было предложено провести игру, разделенную на три этапа, каждый из которых отличался структурой институтов, задействованных в процессе сбора налогов, и контролем над их перераспределением в экономике. Каждый этап, в свою очередь, состоял из десяти временных периодов. Каждый период игры приносил участнику доход в размере 15 единиц и заставлял принимать решение о выплате или уклонении от выплаты налогов (на всех этапах) и о финансировании фонда, осуществляющего контроль над расходованием собранных налогов (на третьем этапе). Этапы отличались по наличию институтов, участвующих в процессе налогообложения.

На первом этапе все восемь участников группы являлись рядовыми налогоплательщиками с доходом в 15 единиц и уровнем налоговой ставки 33%. При этом было известно, что полученные от сбора налогов средства используются для производства общественных благ с эффективностью 0,25. При 100% уплате налогов такая эффективность обеспечивает выгоду для каждого налогоплательщика. Механизмов контроля и наказания за неуплату налогов не было. Доступными для игроков являлись данные о средних доходах и объеме личного вклада. Ожидалось, что игроки, склонные к риску, будут уклоняться от уплаты налогов. При этом их доход составит 15 единиц, в то время как эффективный доход на душу населения при условии полного соблюдения уплаты налогов составит 20 единиц.

На втором этапе один из участников эксперимента выполнял роль надзорного органа (государства) и осуществлял проверку уплаты налогов для двоих из семи оставшихся игроков. При этом пойманный неплательщик платил штраф в двойном размере неуплаченного налога. Правительство получало всю совокупность собранных средств (налоги и штрафы), которыми могло распоряжаться – тратить на общественные нужды или формировать рентный доход. При данных условиях, собственный доход государства должен не превышать пяти единиц для сохранения положительного эффекта от уплаты налога для рядового налогоплательщика. Предполагалось, что при низких тратах на общественные нужды и высоких рентных доходах государства, доверие к власти упадет, и население будет уклоняться от уплаты налогов. Данные об оставшихся государственных средствах, средних доходах и штрафах являлись открытым для игроков.

На третьем этапе, кроме государства, вводился контролирующий фонд – институт, осуществляющий надзор за деятельностью государства и обеспечивающий эффективное использование собранных налогов. Для управления фондом налогоплательщики на добровольной основе могли вносить в него до пяти единиц. Чем больше средств вложено в контролирующий фонд, тем эффективней деятельность государства. Взносы в фонд также являлись доступной для игроков информацией в дополнение к информации, получаемой на предыдущих этапах.

В ЮАР налоги платят, в России – нет

В ходе исследования выяснилось, что налоговое законодательство без принудительных механизмов в целом соблюдается плохо. Однако между странами наблюдаются серьезные отличия. Так, максимальные платежи отмечены в ЮАР, минимальные – в России.

Штрафы имеют продолжительный и позитивный эффект на длительный период в Италии и ЮАР. На рисунке 1 видно, что для всех стран на десятом временном периоде наблюдается резкое увеличение объема собираемых налогов.

Рис. 1. Уровень собираемых налогов и вкладов в контролирующий фонд

Источник: презентация «Уплата налогов и доверие, межстрановой эмпирический анализ»

В одних странах эффект от введения штрафов постепенно снижается (Россия, Австрия), в других – действует только краткосрочно (Венгрия, Румыния).

Штрафы пополняют бюджет

Далее в работе изучалось состояние общего фонда собранных налогов и штрафов. Введение штрафов увеличивает общественный фонд примерно в 1,5 раза, несмотря на снижение налоговой базы, выяснили авторы исследования. При этом правительство оставляет себе примерно в два раза больше ресурсов, чем прогнозируемые пять единиц. Контроль за общественным фондом (этап 3) способствует значительному снижению государственных доходов и увеличению общественных расходов, но не в состоянии довести ситуацию до желаемой – эффективной для налогоплательщиков. При этом происходит выравнивание общих доходов налогоплательщиков между различными странами.

В результате правительство ЮАР оказалось наиболее общественно ориентированным и честным. Наиболее эффективное управление контролирующим фондом осуществляется в Италии. Динамика этих показателей указывает на корыстное поведение государственных органов по сбору налогов в начале третьего этапа в Венгрии, Италии, Румынии. Ситуация улучшилась к концу этапа в Румынии и Венгрии, ЮАР и России. В целом для третьего этапа характерно слабое воздействие контроля над деятельностью правительства.

Налоговые платежи растут на доверии

Отдельной составляющей исследования являлось изучение уровня доверия населения к правительству. Теоретически высокое доверие должно обеспечивать высокий уровень сборов. В Австрии, Италии, ЮАР большинство налогоплательщиков добросовестно выплачивают налоги, но не вкладывают деньги в фонд, контролирующий их расходование, выяснили исследователи. В странах Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Россия) существенная доля населения не платит налоги и не вкладывает деньги в контролирующие органы.

При этом в развитых странах (Австрия, Италия) поведение власти, проявляющееся в установлении доли средств, возвращаемых в экономику, и доли средств, присвоенных на основе ренты, не влияет на размер вкладываемых средств в контролирующий фонд. Низкий уровень доверия к правительству и негосударственным институтам приводит к росту самоорганизации населения. В ЮАР люди доверяют государству и чувствуют, что должны соблюдать закон. В Восточной Европе, чем более корыстно поведение государства, тем сильнее контроль, отражением чего является нарастающая политическая напряженность.

Государство потенциально является более эффективным распорядителем средств, делает вывод Алексей Белянин. Но низкие взносы в контролирующие фонды из-за дополнительных координационных расходов снижают степень воздействие населения на процесс распределения собранных средств. Росту собираемости налогов способствуют, как правило, высокий уровень доверия и серьезные карающие механизмы. Но в Восточной Европе наблюдаются отклонения от общей схемы. По результатам исследования, самым честным оказалось правительство ЮАР.

См. также:

В Германии налоги платят с радостью
Налогоплательщики глазами психолога

Полный текст презентации «Уплата налогов и доверие, межстрановой эмпирический анализ»

 

29 октября, 2013 г.