• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынком фотографии правят социальные сети

Одна из причин растущей востребованности услуг профессиональных фотографов среди широких масс населения – это развитие социальных сетей, которые дают возможность любому создать собственный имидж в виртуальном  пространстве. О механизмах формирования спроса на рынке фотографии и смыслах, которые вкладывают в фотографию фотографы и их клиенты, в исследовании Анастасии Евстратовой

Рынок фотографии оперирует уникальным товаром, но при этом работает по шаблонным схемам. Фотографы, имея дело с непрофессиональными моделями, часто рассматривают свой труд исключительно как способ заработать. А их клиенты во время фотосессий воспроизводят штампы. В результате, места для креатива на рынке профессиональной фотосъемки практически не остается. К такому выводу пришла руководитель группы мониторинга компании «Люди говорят» Анастасия Евстратова в ходе исследования рынка фотографии в Москве, которое было выполнено в рамках магистерской диссертации на факультете социологии НИУ ВШЭ. Подробный материал об этой работе опубликован в свежем номере журнала «Экономическая социология».

Особое внимание в ходе исследования уделено роли соцсетей в формировании спроса на рынке фотоуслуг. Анализ показал, что в соцсетях есть свои звезды, которые задают модные тенденции клиентам фотографов.

Захват элементов реальности

Увлечение фотографией стало распространенным явлением в современном мире. Во многом этому, как отмечает в своем исследовании Евстратова, поспособствовало бурное развитие массового туризма в последние десятилетия. Если для профессионального художника важно запечатлеть то, что не замечают другие, момент отражающий эпоху, то для обычных путешественников фотография – это своего рода присвоение элементов реальности. И необязательно реальности, относящейся к другим странам и континентам. Фотография на память в дорогом ресторане или с известным человеком – тоже, по мнению автора, из разряда таких присвоений.

Несмотря на то, что увлечение фотографией  стало доступным широкой публике, растет спрос на услуги профессиональных фотографов. Сопровождение профессиональной фотосъемкой выпускного бала или свадьбы уже давно стало нормой. Но клиенты обращаются в фотостудии не только когда необходимо запечатлеть важное жизненное событие.

Все больше людей работает над созданием собственного имиджа. У современного человека есть тенденция превращать свою жизнь в эстетический проект, предполагает Евстратова. Но что кроется за стремлениями людей эстетизировать свою реальность, и как это воспринимают профессиональные фотографы?

Чтобы ответить на эти вопросы, в ходе исследования было проведено более десяти интервью с профессиональными московскими фотографами, работающими на рынке и людьми, которые обращались к услугам профессиональных фотографов в течение последних трех лет.

Без готики, но с туманом

Какие образы хотят примерить на себя клиенты фотографов? Анастасия Евстратова разработала типологию образов, которые предлагают современные фотостудии. Это готический или средневековый, кукольный, агрессивный, нежный или романтический, естественный и гламурный.

Рисунок. Распрделение по образам на фотографях

ОбразКоличество фотографий (N=201)% от общего числа фотографий
Готический и (или) средневековый167,9
Кукольный62,9
Агрессивный104,9
Нежный (романтический)5326,3
Естественный7034,8
Гламурный4220,8
Другой42,4

Можно предполагать, что при стремлении эстетизировать реальность клиентов должны привлекать необычные образы, выходящие за рамки повседневности. Но это не соответствует действительности. Естественный образ, который предполагает отсутствие специального костюма, макияжа и прически оказался самым популярным. Как правило, естественные фотографии сделаны на фоне природы или города.

Съемка в романтическом стиле – на втором месте по популярности. Она также в большинстве случаев (55%) проводится на фоне природы. В кадре могут оказаться, например, качели, на которых модели сидят и задумчиво смотрят поверх камеры. В половине случаев получившиеся фотографии поддаются сильной обработке – размывание фона, применение пастельных тонов, добавление тумана, дымки.

Чуть ли не каждая девушка, как утверждают фотографы-респонденты, хочет гламурных фотографий. Но в реальности примеряют на себя гламурный образ далеко не все. Он оказался на третьем месте по популярности после естественного и романтического. В большинстве случаев это фотографии, сделанные в студии с использованием яркого макияжа. При гламурной съемке чаще всего, как замечает автор, встречаются неестественные позы и подражание профессиональным моделям. На выходе фотографии также поддаются сильной обработке.

Все остальные образы менее популярны. Они, как замечает Евстратова, вероятно, прерогатива тех, кто рассматривает посещение фотостудии как особый способ проведения досуга.

Блеснуть в соцсети

Из фотостудии лучшие идеально обработанные кадры попадают прямиком в социальные сети. «Фотографии нужны для того, чтобы блистать в социальных сетях. Я как менеджер фотографа могу сказать, что в большинстве случаев после того, как люди получают свои фотографии, они в первую очередь выкладывают их в соцсеть и пишут статус “жду ваших комментариев к альбому”», – написала Екатерина, одна из участниц дискуссии, организованной в рамках исследования на страницах ЖЖ.

Для кого же блистают клиенты фотографов? Друзья, знакомые, близкие, бывшие одноклассники, однокурсники, коллеги – вот та публика, на которую «работает» пользователь социальной сети, стремясь создать о себе позитивное впечатление. «В ходе нашего исследования выяснилось также, что зачастую пользователи социальных сетей хотят привлечь внимание не кого-то конкретного, а аудитории в целом, то есть им нужна популярность», – замечает Евстратова, обращая внимание на то, что некоторые пользователи соцсетей стремятся обогнать своих друзей по числу подписчиков и заработать авторитет среди аудитории. При этом фотосессия, как отмечают участники интернет-дискуссии, одна из разновидностей PR-поводов, с помощью которых люди пытаются привлечь внимание к своим профилям.

Шаблоны рулят

Рынок фотографии обладает логикой рынка, связанного с искусством. Фотография – это своего рода уникальный товар, отмечает Евстратова. Но, как показало исследование, на текущем этапе для искусства на рынке фотоуслуг остается мало места. Профессиональный фотограф часто воспринимается как волшебник, который способен совершить чудо, и фотосессия для клиента – своего рода событие. Но это событие клиенты фотографов не расценивают как шанс стать ближе к искусству. Более важно получить на выходе качественно обработанный снимок. Обработка в большинстве случаев – то, что позволяет довести «волшебство» до желаемого результата.

Фотографы, в свою очередь, не видят в клиентах моделей. Штампы воспроизводятся как фотографами, так и клиентами. Фотостудии предлагают привычный набор образов, а клиенты им следуют. «Конечно, бывает так, что вкусы, желания клиента и фотографа совпадают, и они начинают делать действительно творческий продукт, отойдя от стереотипов рынка. Только в этом случае между рынком и искусством начинается сближение», – считает Евстратова. Фотографы-респонденты утверждают, что, когда клиенты предлагают им необычные идеи, они с удовольствием берутся за съемку и даже готовы сделать значительную скидку.

Цена не связана с качеством

Как клиенты выбирают фотостудию или фотографа? В ходе исследования выяснилось, что участие фотографа в творческих выставках, где работы оценивают профессионалы в области искусства, обычно не дает особого преимущества. Это мнение самих фотографов-респондентов, которые участвовали в опросе в ходе исследования. «Люди при выборе фотографа склонны доверять мнению других людей, обсуждению на форумах и в первую очередь – своих друзей. Неудивительно, что фотографы называют “сарафанное радио” самым действенным способом рекламы», – замечает Евстратова. При этом цене клиент может уделять второстепенное значение. В результате разные товары, вне зависимости от своего качества, как замечает автор, могут продаваться по одинаковым ценам.

Влияние социальных сетей на рынок фотографии интересно с точки зрения дальнейших исследований, считает Евстратова. Проведенный ею анализ показал, что в вопросах самопрезентации социальные сети играют более весомую роль, чем модные журналы и светские хроники. Вероятно, в соцсетях есть свои «звезды», задающие тенденции, и это не обязательно известные люди, которых привыкли видеть на телеэкранах или на страницах журналов, предполагает автор. «Публика тянется как раз за сетевыми звездами. Есть, например, ряд фотографов, которые снимают довольно откровенную эротику. Они выкладывают какую-нибудь фотографию, прикрепляют песню и получают десятки тысяч репостов», – рассказала Евстратова.

На основе изучения предпочтений аудитории в этой сфере можно сделать выводы относительно ценностей современной молодежи. Кроме того, анализ лидеров мнений соцсетей должен быть интересен с точки зрения рекламы услуг фотостудий, полагает автор исследования.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 25 октября, 2013 г.