• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты меняют свой облик и предназначение

Современные университеты – это не просто учебные заведения, как было еще десять лет назад, а крупные образовательные и исследовательские центры с особенной иерархией и бизнес-процессами, рассказала Барбара Кем на IV Международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?» в НИУ ВШЭ. Доклад «Новые теории университетов как организаций»

От университета-института к университету-организации

В 2000-х годах Евросоюз значительно уменьшил нормативный контроль над сферой высшего образования, а также способствовал увеличению статей частного финансирования ВУЗов. Новая политика ЕС изменила теоретическое восприятие модели университета. Из университета-института вуз стал превращаться в университет-организацию – открытое к внешней среде экономическое предприятие, члены которого разделяют общую цель и ведут совместную деятельность, направленную на ее достижение, действуя в определенной иерархии ролей.

Профессор университета Глазго Барбара Кем выделила факторы, подтолкнувшие ЕС к изменению образовательной политики.

  • Государственное регулирование образовательной политики перестало быть достаточно гибким и реагировать на изменения рыночной среды. Именно поэтому государство оставило за собой лишь контроль результатов в сфере образования;
  • Университеты самостоятельно стали все больше прибегать к частному, негосударственному финансированию, подкрепив уверенность государства в безболезненном сокращении государственного финансирования высшего образования;
  • Усиление конкуренции в образовательной среде привело к дифференциации образовательных услуг, которая, в свою очередь, повлекла за собой появление отличающихся друг от друга методов управления университетом, которые не поддавались государственному регулированию.

У каждого вуза своя модель

«Университет как организация» – не единственный подход к пониманию модели университета, появившийся в результате реформ в ЕС. Среди других существующих концептов Барбара Кем отметила еще несколько.

Университет как специфическая организация («specificorganization»): он сочетает в себе функции и исследования, и обучения. Для таких вузов весьма непросто выстроить эффективную систему «целей-результатов», а, значит, и формализовать осуществляемую деятельность. В этой связи, традиционные попытки формализовать оргструктуру университета с помощью подходов менеджмента, применяемых бизнес-организациями, проваливаются, так как не учитывают эти университетские особенности.

Университет как неполная организация («incompleteorganization»): университеты представляют собой неполные организации (своего рода недоорганизации), так как, для того, чтобы стать организацией в полном смысле этого слова, они должны значительно увеличить показатели по трем векторам: иерархичности, самоидентификации и рациональности.

Университет как управляемая организация («managedorganization»): оргкультура университета значительно отличается от оргкультуры большинства бизнес-организаций. Именно поэтому, изменения в распределении властных полномочий и уровнях иерархии, положительно влияющие на эффективность коммерческих предприятий, могут обернуться снижением мотивации и возросшим уровнем неудовлетворенности среди профессорского состава.

Университет как рассеянная иерархия («penetratedhierarchy»): оргструктура университета протягивает все больше и больше горизонтальных связей к общественным группам и институтам: научным сообществам, международным лабораториям и проч. В этой связи, сегодня университет – это уже больше, чем организация. Это глубоко интегрированная в общественные институты и группы организационная иерархия.

Барбара Кем заключает, что сегодня существует множество различных подходов к пониманию университета. При этом такие подходы являются «гибридными», то есть наряду с традиционными элементами теории организаций, включают методы иных социальных наук. Кроме этого, автор замечает, что сегодня концепт университета располагается на стыке рационального и нормативного подходов, а также на пересечении пониманий университета как организации и как института.

По мнению исследователя, вопрос о том, какая из теорий в большей степени отвечает современным реалиям университета и должна выступить в качества базовой – открытый вопрос. Однако Кем убеждена, что за основу должен быть взят такой теоретический концепт, который бы учитывал специфику академической профессии.

См. также:

Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Китайские вузы сверяют программы с требованиями экономики
Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии

 

17 октября, 2013 г.