• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые экономисты получили Гайдаровскую премию

Гайдаровской премией были награждены молодые экономисты за статьи о том, как устроен потребительский рынок, чем руководствуются менеджеры паевых фондов при выборе инвестиционной стратегии и благодаря чему пресса становится независимой

Гайдаровская премия для молодых экономистов была учреждена Фондом Егора Гайдара и призвана способствовать развитию российской экономической науки и стимулировать интеграцию молодых российских ученых в мировое научное сообщество. Она вручается ежегодно за существенные научные изыскания, изложенные в статье, опубликованной в одном из международных реферируемых журналов по экономике, входящих в SCI с импакт-фактором Thomphson Reuters не ниже 0,5.

Гайдаровская премия стала аналогом известных международных премий: John Bates Clark Award в Америке (для ученых в возрасте до 40 лет) и Yrjö Jahnsson Award в Европе (до 45 лет).

В 2013 году она присуждена трем исследователям: Евгению Желободько из Санкт-Петербургского отделения НИУ ВШЭ, Марии Петровой и Дмитрию Макарову из РЭШ.

Как отметил, предваряя доклады лауреатов, проректор НИУ ВШЭ, председатель жюри Гайдаровской премии Константин Сонин, есть премии (например, Нобелевская), которые вручаются людям «за достижения 20-30, бывает, 40-50-летней давности. Эти премии безрисковые: уже известно, что эти люди очень высокоцитируемые, что у них тысячи последователей, что их модели активно используются». Но есть и другой вид премий, к которым относится Гайдаровская. Эта премия, которую вручают в 40 лет, и жюри не может знать, каков будет научный вклад лауреата. Оно может только предсказывать, кто из нынешних самых активно работающих учёных потом окажется очень важным для науки.

«Прямым аналогом Гайдаровской премии является John Bates Clark Award в Америке, которая вручается каждый год экономистам до 40 лет по совокупности заслуг. Эта премия в течение многих лет была, так сказать, лучшим “предсказателем” Нобелевской премии: все люди, которые получали эту награду, со временем получали Нобелевскую премию», – отметил Сонин.

Работа покойного Евгения Желободько «Monopolistic Competition: Beyond the Constant Elasticity of Substitution» вышла в журнале «Эконометрика». В ней изучена модель монополистической конкуренции, которая может считаться основной среди множества вариаций других моделей. По словам представившего доклад Желободько Сергея Коковкина, «ученому удалось получить полную характеризацию равновесий в зависимости, прежде всего, от размера рынка. Основной результат в том, что эластичность спроса определяет, окажется рынок проконкурентным или антиконкурентным. То есть с ростом конкуренции, с ростом размера рынка цена будет расти или падать. Как ни странно, это оказалось нетривиальным фактом, зависящим от эластичности замещения».

Желободько и соавторы продолжили дело, начатое в теории отраслевых рынков и теории международной торговли сорок лет назад. Важнейший элемент исходной модели – предположение о том, что фирмы, производящие товары, с точки зрения потребителей, заменяющие друг друга (например, смартфоны с похожим набором функций), являются монополистами на рынке своего конкретного продукта. Иными словами, предполагается, что потребитель, выбирая смартфон, посещает множество рынков, на каждом из которых торгуется одна отдельная модель. Становится видно, что многое зависит от того, каким образом потребитель сравнивает разные виды товара.

В работе изучаются последствия разных предположений относительно способов сравнения – берется классическая форма функции, описывающая предпочтения потребителя, и анализируются возможные отклонения от этой формы. Оказывается, можно, предполагая более общий вид предпочтений, получить более реалистичную модель рынка. Например, маржа фирм может увеличиваться при снижении издержек входа на рынок. Этот феномен, противоречащий классическим моделям, наблюдается на некоторых рынках.

Дмитрию Макарову (РЭШ) Гайдаровская премия была присуждена за работу «Difference in Interim Performance and Risk Taking with Short-sale Constraints»опубликованную в журнале Journal of Financial Economics.

Дмитрий Макаров и Сулейман Басак, его соавтор по статье, анализируют поведение менеджеров паевых фондов и замечают, что подход «по здравому смыслу» не так уж хорош при анализе этого поведения. Исследователи выяснили, что менеджеры рискуют, когда узнают, что их промежуточные результаты оказались высокими, и начинают перестраховываться, если узнают, что низкие. До этой статьи подобное поведение считалось доказательством того, что отрасль не является «турнирной». Теперь стало понятно, что такое поведение вполне может быть рациональным. 

Статья Марии Петровой «Mass media and special interest groups», опубликованная в Journal of Economic Behavior and Organization, объясняет превращение американской прессы из партийной, которой она была к середине ХIХ века, в независимую, зарабатывающую за счет увеличения числа читателей, а также за счет привлечения рекламодателей. Петрова доказывает, что рост рекламного рынка делает прессу более независимой. При большом рекламном рынке газете или телеканалу приходится сохранять независимость, потому что каждый заказной материал снижает количество читателей и ухудшает качество аудитории.

 

10 октября, 2013 г.