• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университеты должны ориентироваться на экономику будущего

Сориентировать образование на экономику будущего, уничтожить псевдообразование, обеспечить открытость и прозрачность вузов – такие задачи для российской высшей школы сформулировали эксперты на IV Международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?» в НИУ ВШЭ

Высшее образование в России стало социальной нормой. В условиях экспансии университетов и тотального спроса на высшее образование имеет смысл развивать разные опции обучения в вузах (от традиционного штудирования научных дисциплин в университетах до дистанционных онлайн-программ). Также важно увязать учебные курсы с нуждами экономики и сделать институты профессионального образования более открытыми для потребителей.

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин в совместном докладе с Ярославом Кузьминовым и Дмитрием Семеновым наметил стратегии развития высшей школы в ближайшем будущем. С развернутой версией концепции можно познакомитьс в статье «Незавершенный переход: от госплана – к мастер-плану» в журнале «Отечественные записки», № 4 за 2013 год.

Пять задач «структурной политики высшего образования»

О «топовых», элитных вузах России, которые должны найти достойное место в глобальной конкуренции, говорится много. Но «стоит тщательно подумать и над тем, что будет происходить с основной массой университетов», подчеркнул Исак Фрумин. Эксперт предложил варианты развития российских университетов.

  • Включение России в глобальный рынок, мировые сети технологий и знаний. Большинство стран делают ставку на исследовательские университеты. Альтернативный вариант предполагает открытое соревнование за поддержку исследовательских программ между всеми университетами страны. «В этом случае будут формироваться центры превосходства в конкретных областях», – добавил эксперт.
  • Кадровая поддержка конкурентоспособных отраслей российской экономики. Одна из опций здесь – продолжать поддерживать специализированные университеты. Вторая опция, отметил Исак Фрумин, – «двигаться в сторону многопрофильных университетов, которые будут в сотрудничестве с индустриями доводить своих выпускников до рабочих мест и фактически интегрироваться с корпоративными университетами».
  • Поддержка базовой инфраструктуры в регионах. Первый сценарий подразумевает создание «межрегиональных институтов, обслуживающих те или иные сектора» (например, «оставить в стране 8 хороших педагогических университетов», привел пример исследователь). Второй сценарий – укрепление нынешних университетов, с возможностью их слияния. «Тогда в каждом регионе возникнут комплексные инфраструктурные университеты», – прокомментировал Исак Фрумин.
  • Ответ на запрос общества на высшее образование. «Многие люди поступают в вузы не потому, что хотят конкретной работы, а потому, что высшее образование стало социальной нормой», – говорит Фрумин. Один из вариантов предполагает развитие негосударственных вузов. Другой вариант – расширить короткие программы в действующих вузах. Третий вариант подразумевает создание институтов свободных искусств «без особой специализации (аналог американских liberal art scolleges)». Такая практика уже есть в Санкт-Петербурге, добавил исследователь.
  • Реакция на спрос на переобучение. Возможно сохранение нынешней структуры и поддержка заочного образования либо развитие крупных, открытых национальных университетов, предлагающих учебные онлайн-курсы высокого качества.

Прогнозы на ближайшее будущее

Высшая школа в России весьма неоднородна – наряду с элитными и «массовыми» университетами, в ней есть и «сегмент низкого качества». По мнению эксперта, он будет продолжать сокращаться. Параллельно с такой оптимизацией системы продолжится усиление группы исследовательских университетов.

Будет также происходить адаптация университетов к запросам рынка труда, отметил Фрумин. С другой стороны, на фоне диверсификации университетов правительство, по всей вероятности, будет «открывать специальности и повышать стипендии, чтобы поддерживать кадрами малоэффективные сектора экономики».

Трансформация советской высшей школы

Нынешнее положение вузов и его причины подробно рассмотрены в статье «Незавершенный переход: от госплана – к мастер-плану». Ключевую роль в трансформации высшего образования за последние 20 лет сыграло появление новых заказчиков, подчеркивают эксперты. Речь идет, прежде всего, о семьях студентов и сегменте работодателей, сумевших транслировать свои кадровые запросы в систему высшего образования. Реакцией на заказ со стороны стейкхолдеров стало создание негосударственных университетов и платных мест в государственных вузах, а также существенное преобразование вузовской системы. Исследователи анализируют результаты этих преобразований.

Под давлением платежеспособного спроса со стороны населения диверсифицировались региональные инфраструктурные вузы – педагогические и политехнические. Они попытались конкурировать с классическими университетами, открыли непрофильные факультеты (например, экономики, права и пр.) и во многом утратили связь с работодателем. Многие инфраструктурные вузы качественно деградировали, утратили часть своей аудитории и ресурсов, говорится в статье.

Отраслевые вузы во многом зависели от ситуации, в которой оказалась их базовая индустрия. Ее подъем позволял окрепнуть и вузам как источникам кадров для отрасли и центрам разработок. Пример успешного отраслевого вуза – Тюменский нефтегазовый университет, полагают авторы статьи.

Судьба институтов, трансформировавшихся из заводов-втузов (высших технических учебных заведений, создававшихся в СССР на базе крупных промышленных предприятий), зависела от предприимчивости их руководства. Московский государственный индустриальный университет, возникший из завода-втуза при автомобильном Заводе им. И.А. Лихачева, работает вполне успешно – он нашел новые рынки для специалистов и разработок. А вот втуз при Московском металлургическом заводе «Серп и молот» пришел в упадок.

Что касается классических университетов, то в регионах они сохранили функции производства управленцев. Вместе с тем, введение ЕГЭ и усиление дифференциации регионов способствовали расслоению внутри группы классических университетов: некоторые из них стали лидерами развития регионов, другие попали в «воронку неуспешности».

Реформам нужна последовательность

Один из «источников потерь для экономики и общества» – незавершенность новой системы профессионального образования, подчеркивают исследователи. Делаются правильные шаги в дифференциации вузов – так, сложилась группа исследовательских университетов, которые должны стать локомотивами инновационного развития. В то же время, отмечают авторы статьи, среди миллиардов рублей, выделяемых на развитие НИУ, нет средств на исследования как таковые. «Можно ли считать затраты эффективными, если они помогают решить задачу лишь наполовину?» – задают исследователи риторический вопрос.

Другой пример незавершенности преобразований вузовской системы – ситуация с федеральными университетами. При их создании используется схема объединения вузов. Однако реальной «санации» системы она не предусматривает, подчеркивают авторы исследования.

Впрочем, самые значительные потери наблюдаются не у лидеров, а в секторе массового высшего образования. Эксперты приводят пример: почти половина студентов первых курсов инженерных специальностей «обнаруживают такой уровень знаний, что нормально обучаться [по этому профилю – прим. ред.] они просто не способны». Таким образом, государственные средства, направленные на образование этих молодых людей, потрачены впустую.

Решение этой проблемы авторы статьи видят в сокращении бюджетного приема «на инженеров» вдвое и одновременном двукратном повышении финансирования подготовки в расчете на одного студента. Это позволит вузам обновить технологии образования и привлечь сильных ученых.

Мастер-план для российского образования

Эксперты предлагают в статье четыре ключевых направления государственной образовательной политики:

  • Формирование новой структуры образовательных институтов и программ, которая соответствует требованиям экономики будущего.
  • Уничтожение псевдообразования.
  • Обеспечение открытости каждого института на рынке профессионального образования. Это означает включение лидеров экономики в управление этими институтами и предоставление полной информации потребителям.
  • Формирование прозрачной системы финансовых инструментов, стимулирующих повышение качества образования.

Только так российская система высшего образования сможет занять достойное место в глобальной конкуренции, считают эксперты.

См. также:

Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Новая шкала для вузов
Рейтинг вузов должен быть «компасом» для абитуриентов

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 9 октября, 2013 г.