• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Массовое образование создает общество равных возможностей

Бесплатное высшее образование, равный доступ к нему и служение университетов обществу – таковы ключевые особенности высшей школы в Финляндии и Норвегии. На IV Международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?» в НИУ ВШЭ эксперты рассказали об «экспансии» образования в странах Северной Европы

Массовое высшее образование, финансируемое за счет государства, воспринимается в Финляндии и Норвегии как неотъемлемая часть общества равных возможностей. При этом вузы сохраняют независимость и управляются государством лишь в том, что касается «законодательной среды университетов». Юсси Валимаа из финского университета Ювяскюля и Ромуло Пинхейро из норвежского университета Адгера проанализировали северно-европейский подход к массовому высшему образованию.

Финляндия: бесплатное образование как аксиома

В Финляндии высшее образование на 65% финансируется государством. Финское общество «отвергло идею платы за обучение», поскольку она «идет вразрез с принципом равных возможностей в образовании», подчеркнул Юсси Валимаа.

По его словам, идею платного обучения в стране поддерживала ОЭСР. Однако в Финляндии ее встретили в штыки не только студенты, но и преподаватели, руководство вузов, да и общество в целом. Отчасти это вопрос принципа: платное образование воспринимается в стране как отступление от основ государства всеобщего благоденствия, пояснил Валимаа.

В то же время на эту принципиальную установку накладываются и интересы вузовского сообщества. Со студентами все ясно: отнюдь не все смогли бы платить за обучение. Отсюда и их сопротивление, которое проигнорировать невозможно: Национальная студенческая организация вполне представительна – это 300 тысяч человек. Однако и у самих вузов есть вполне прагматические причины опасаться практики платного обучения. Юсси Валимаа поясняет: «Если университеты будут брать плату со студентов, то государство может снизить их финансирование».

При этом, подчеркнул эксперт, к высоким налогам в Финляндии общество относится с пониманием, поскольку результат «работы» налогов налицо. Они обеспечивают общество «хорошей инфраструктурой», качественным образованием и здравоохранением.

Разные подходы к универсальному доступу

«Финляндия достигла уровня универсального высшего образования – примерно 70% выпускников школ поступают в вузы», – привел статистику Юсси Валимаа. Но, хотя сам принцип равного доступа к образованиюв Финляндии не подвергается сомнению, в обществе его трактуют двояко. Либералы делают акцент на «свободе выбора, где учиться». Левые подчеркивают всеобщий характер образования. По их мнению, оно должно предоставляться гражданам по всей стране.

Демократизм в подходе к образованию предполагает разветвленную сеть вузов для разных аудиторий. Юсси Валимаа выделил в высшей школе Финляндии два больших сектора: классические университеты и политехнические институты, колледжи, институты технических наук.

«Конкуренция вузов используется как инструмент управленческой политики», стимуляции прикладных исследований в вузах, прокомментировал эксперт.

Служение делу, а не лицам

Юсси Валимаа подчеркнул общественный характер финского образования: «Вузы финансируются государством и служат обществу». При этом высшая школа сохраняет независимость. За управление вузами нередко отвечают негосударственные организации, общественные фонды. Фактически это пример воплощения общенациональной политики доверия, убежден эксперт. В Финляндии, по словам Валимаа, сложилась консолидированная система, в которой все стороны – государство, общество и вузы – доверяют друг другу.

Норвежское многообразие вузов

Норвежская система образования схожа с финской. Образование так же носит общественный характер, сохраняет автономность и «идет в сторону массовизации», рассказал Ромуло Пинхейро.

В Норвегии, как и во многих других странах, вузовская система перестала быть «элитарной». Ромуло Пинхейро наметил этапы становления системы массового высшего образования – от создания большого количества новых вузов к их укрупнению ради большей конкурентоспособности (такой путь характерен для многих стран).

В 1970-1980-е годы государство, отвечая на давление со стороны общества, стало действовать по принципу «чем больше студентов, тем лучше». В дополнение к классическим университетам двух крупнейших городов Норвегии – Осло и Бергена, была создана система региональных колледжей.

Десятилетие, начиная с середины 1980-х годов, было периодом высокой безработицы среди молодежи. Для решения этой проблемы государство перенаправило часть средств из экономической сферы в сферу высшего образования. В результате были созданы новые рабочие места. Последние два десятка лет трендом является слияние «молодых» колледжей ради поддержания их конкурентоспособности.

Создание большого количества вузов существенно расширило доступ к высшему образованию, подчеркнул Пинхейро. Так, в высшую школу смогли поступить жители сельских районов, молодежь из небогатых семей.

Кроме того, не менее важным следствием экспансии высшей школы стала регионализация образования, развитие местных обучающих программ. Регионам стало легче удержать молодежь, которая раньше массово устремлялась на юг Норвегии, в Осло. Такая «децентрализация» образования оказала положительное влияние на рынок труда, добавил эксперт. Молодые врачи и учителя теперь работали в своих регионах.

И в Финляндии, и в Норвегии рынку нужна квалифицированная рабочая сила, особенно с учетом продолжающейся депопуляции, отметили эксперты в заключение. Это еще одна из причин развивать массовое качественное образование.

См. также:

Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Рейтинг вузов должен быть «компасом» для абитуриентов
Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 3 октября, 2013 г.