Проект федерального бюджета на 2014 года и на плановый период 2015-2016 годов 30 сентября был внесен на рассмотрение Госдумы.
В этом году бюджетный процесс развивается драматически. В июле на основе апрельского макропрогноза Минэкономразвития Минфин подготовил Основные направления бюджетной политики, которые должны были лечь в основу закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы. Однако с тех пор макропрогноз несколько раз пересматривался, и не в лучшую сторону. В сентябре, наконец, появились основные параметры федерального бюджета, которые – и это удивительно – изменились в сторону увеличения и доходов, и расходов.
За период с апреля по сентябрь 2013 года прогноз Минэкономразвития на ближайшие три года существенно изменился (см. табл. 1). На представления министерства о будущем повлияли спад инвестиций за первые восемь месяцев на 1,3%, обрабатывающей промышленности – на 0,2% и масштабный отток капитала.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в соответствии с прогнозами Минэкономразвития от апреля и сентября 2013 года, млрд рублей
Показатель | апр.13 | сен.13 | апр.13 | сен.13 | апр.13 | сен.13 | апр.13 | сен.13 |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||||
ВВП | 67519 | 67588 | 73921 | 73315 | 81940 | 79660 | 91205 | 86837 |
темп роста, в % к пред. году | 102,4 | 101,8 | 103,7 | 103 | 104,1 | 103,1 | 104,2 | 103,3 |
Инвестиции в основной капитал | 13912 | 13661 | 15688 | 14933 | 17872 | 16577 | 20489 | 18475 |
темп роста, в % к пред. году | 104,6 | 102,5 | 106,6 | 103,9 | 107,2 | 105,6 | 107,6 | 106 |
Прибыль прибыльных организаций | 12805 | 11225 | 14000 | 12735 | 15320 | 13510 | 17705 | 15135 |
Оборот розничной торговли | 23613 | 23687 | 25950 | 25818 | 28541 | 27972 | 31391 | 30383 |
Фонд заработной платы, всего | 16559 | 16470 | 18283 | 18017 | 20268 | 19464 | 22491 | 21122 |
Источник: Минфин России.
Сентябрьский макропрогноз выглядит весьма оптимистичным, но и внесенных изменений с лихвой хватает для обоснования пересмотра основных параметров как федерального бюджета, так и бюджетов бюджетной системы в целом. Новый вариант доходов и расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы в сравнении с вариантом июльских ОНБП представлен в таблице 2.
Таблица 2. Основные параметры федерального бюджета
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||
Закон о бюджете | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | |
Доходы | 12865,9 | 13485,5 | 13568,7 | 14767,5 | 14544,5 | 15908,1 | 15905,7 |
в % к ВВП | 19,3 | 18,2 | 18,5 | 18 | 18,3 | 17,4 | 18,3 |
Нефтегазовые доходы | 5925,5 | 5944,5 | 6524,8 | 6404,9 | 6815,7 | 6586,7 | 6839,8 |
в % к ВВП | 8,9 | 8 | 8,9 | 7,8 | 8,6 | 7,2 | 7,9 |
Расходы | 13387,3 | 13847 | 13960,1 | 15235,7 | 15361,5 | 16451,8 | 16391,5 |
в % к ВВП | 20,1 | 18,7 | 19 | 18,6 | 19,3 | 18 | 18,9 |
Дефицит | -521,4 | -361,5 | -391,4 | -468,3 | -817 | -543,7 | -485,8 |
в % к ВВП | -0,8 | -0,5 | -0,5 | -0,6 | -1 | -0,6 | -0,6 |
Ненефтегазовый дефицит | -6446,9 | -6306 | -6916,2 | -6873,1 | -7632,7 | -7130,4 | -7325,6 |
в % к ВВП | -9,7 | -8,5 | -9,4 | -8,4 | -9,6 | -7,8 | -8,4 |
Источник: Минфин России.
Из приведенных данных следует, что ухудшение макропрогноза улучшает прогноз доходов федерального бюджета. Такой результат обусловлен ростом нефтегазовых доходов вследствие роста ставок по НДПИ на нефть (из-за июльских изменений Налогового кодекса), который перевешивает все негативные факторы, в том числе и снижение ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 и 2015 годах в проекте, представленном на заседании правительства 19 сентября текущего года, также оказались больше, чем в июльском варианте ОНБП. Поэтому решение правительства «секвестировать» бюджет не связано ни с ухудшением прогнозных макропоказателей (которое – ухудшение – есть), ни с сокращением доходов и расходов бюджета (которого – сокращения – нет). Очевидно в конце лета – начале осени созрело решение осуществить бюджетный маневр, суть которого не вполне понятна.
В соответствии с выступлением министра финансов Антона Силуанова на заседании правительства 19 сентября сокращаются расходы на управление, на денежное довольствие военнослужащих, прокуроров и судей, субсидии бюджетным и автономным учреждениям (5% секвестр) и на период после 2016 года передвигается часть расходов на оборону. В результате в 2014 году возникали «свободные» ресурсы в размере 240 млрд рублей. Куда же они пошли? Увеличились расходы на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, денежное содержание прокурорских работников (которое было сокращено), созданы резервы для решения задач, поставленных в указах президента от 7 мая прошлого года и реагирования на ситуацию в экономике в 2014 году.
Таблица 3. Доходы и расходы консолидированных бюджетов регионов, млрд рублей
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||
Закон о бюджете | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | |
Доходы конс. бюджетов регионов | 8160 | 9332 | 8890 | 10233 | 9554 | 11342 | 10372 |
в том числе без учета межбюджетных трансфертов | 6767 | 8023 | 7532 | 8929 | 8183 | 10033 | 9029 |
Расходы конс. бюджетов регионов | 8620 | 9439 | 9112 | 10285 | 9750 | 11364 | 10473 |
Источник: Минфин России.
Кстати об указах Президента. Из данных таблицы 3 видно, что и общие, и собственные доходы консолидированных бюджетов регионов в настоящее время существенно снижены по сравнению с июлем (что неудивительно при снижении прогноза по прибыли и заработной плате, см. табл.1). Снижаются и расходы региональных бюджетов. В 2014 году это снижение составляет более 300 млрд рублей, федеральный бюджет компенсирует потери регионов в доходах в крайне незначительной степени. Как регионы будут исполнять указы президента – остается загадкой.
Кроме того, показатели доходов и расходов государственных внебюджетных фондов (ГВФ) в сентябрьских проектировках резко увеличиваются по сравнению с июльским вариантом ОНБП. За счет чего происходит такой рост – остается непонятным (см. табл. 4).
Таблица 4. Доходы государственных внебюджетных фондов, млрд рублей
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||
Закон о бюджете | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | ОНБП | Сентябрь, вариант | |
Бюджеты гос. внебюджетных фондов | 7993 | 7693 | 8305 | 8518 | 9181 | 9252 | 10007 |
в том числе без учета межбюджетных трансфертов | 4483 | 4432 | 4717 | 4921 | 5223 | 5473 | 5738 |
Источник: Минфин России.
Например, в 2014 году доходы ГВФ растут по сравнению с июльскими проектировками на 612 млрд рублей, в том числе за счет трансфертов из федерального бюджета на 327 млрд рублей. Но признаков последнего (прироста трансфертов) в расходах на социальную политику в федеральном бюджете найти не удалось. Более того, социальные расходы снижаются по сравнению с июльским вариантом.
Андрей Чернявский
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №54 за 7-20 сентября 2013 года